ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН 5 1.1. Формирование понятия «лингвистический термин» 5 ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 8 2.1. Заимствование 8 2.2. Семантический способ 10 2.3. Лексико-синтаксический способ 12 2.4. Морфологический способ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Способы образования лингвистических терминов

курсовая работа
Литература
18 страниц
52% уникальность
2023 год
21 просмотров
Елисов Р.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН 5 1.1. Формирование понятия «лингвистический термин» 5 ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 8 2.1. Заимствование 8 2.2. Семантический способ 10 2.3. Лексико-синтаксический способ 12 2.4. Морфологический способ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Читать дальше
Термины, терминологическая лексика – это слова со специальной функцией. Их можно называть по-разному, но именно ими оперируют ученые в процессе взаимодействия внутри различных научных сфер. В этом особом метаязыке закрепляется старое знание, а также формируется и фиксируется новое знание.


Успейте заказать решение контрольной работы в Иркутске , чтобы успеть до дедлайнов.


Он является средством развития науки и, одновременно, представляет собой своего рода отражение совокупности научных достижений в каждой конкретной сфере. Актуальность темы исследования обусловлена неослабевающим интересом лингвистики последних десятилетий к вопросам, связанным с исследованием природы лингвистического познания и его отражения в метаязыке лингвистики. Активное развитие лингвистики и появление большого количества комплексных лингвистических дисциплин становятся причиной существенных изменений в терминологических системах, обслуживающих сферу лингвистических знаний. Особенно актуальными в этой связи представляются вопросы выявления способов образования терминов в русском языке. Объектом исследования является лингвистическая терминология русского языка. Предмет исследования – способы терминообразования в лингвистике. Целью работы является выявление способов лингвистического терминообразования в русском языке, а также демонстрация этих способов на конкретных примерах. Для этого необходимо решить следующие задачи:  установить, что из себя представляет лингвистический термин;  выявить способы образования лингвистических терминов и подкрепить их примерами. Теоретической базой работы являются материалы различных лингвистических словарей (Жеребило Т. В., Ахманова О. С., Матвеева Т. В., Караулов Ю. Н. и др.), научные работы и статьи лингвистов. Методами исследования являются: методы классификации, анализа, синтеза; метод компонентного анализа, дефиниционный анализ. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и собранного материала в лингводидактике, а также в вузовском преподавании ряда дисциплин: общем языкознании, терминоведении, лексикологии. Выполненная работа вносит вклад в развитие терминоведения и терминологий, уточняет особенности терминообразования. Курсовая работа в соответствии с целями и задачами состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 21 источник

Читать дальше
Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить то, что цель, поставленная во введении, выполнена. Таким образом, способами образования лингвистических терминов являются: 1) иноязычные заимствования вследствие отсутствия в языке эквивалента, обозначающего предмет или явление (пиджин, койне, акцент, лингва франка); 2) семантический способ, то есть формирование особого значения термина в конкретном понятийном аппарате (слово «примесь» имеет в лингвистике более узкую дефиницию, обозначая существующие элементы одного языка в другом языке, появившиеся в результате их смешения); 3) лексико-синтаксический способ, например: появление термина на основе сочетаний слов или морфем (просторечие, этнолект, антиязык); 4) морфологический способ терминообразования, когда новые слова образуются с помощью аффиксов: префиксов, суффиксов и др. (бидиалектизм, бесписьменный (язык)). Таким образом, отечественная лингвистическая терминология представляет собой особое явление, возникшее вследствие взаимовлияния различных языков и культур. Многообразие терминосистемы подтверждает этот факт, а каждый случай иноязычного заимствования обуславливается различными лингвистическими и экстралингвистическими причинами. Понятийный аппарат лингвистики постоянно обогащается новыми терминологическими единицами. Многие заимствования служат интернационализации текстов лингвистики, их сближению с соответствующими дискурсами на других языках мира. По результатам изучения научной литературы, выяснилось, что большинство простых терминов образованы семантическими способами: расширение, сужение значения общеупотребительного слова, метафоризация, метонимия. Заимствование иноязычных лексем и терминоэлементов также входит в состав семантических способов терминообразования. Наиболее распространенным способом морфологического терминообразования является суффиксация. Синтаксический способ образования является наиболее продуктивным средством пополнения терминолексики. Этот способ заключается в преобразовании обычных свободных словосочетаний в сложные «эквиваленты слов». Морфолого-синтаксическое терминообразование – группа способов образования однословных терминов из словосочетаний, предполагающая синтаксические и морфологические преобразования лексических форм. Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи выполнены. Полученные результаты курсовой работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области лингвистики, терминоведения и терминологий.
Читать дальше
1. Апалько И. Ю. Лексико-семантическое терминобразование // Культурная жизнь Юга России. 2008. №4. С. 106-107. 2. Атакишиев Э.М. Лингвистические термины, образованные морфологическим способом // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2013. №2. С. 349–354. 3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов // М.: «Советская энциклопедия», Москва, 1966. – 608 с. 4. Буженинов А.Э. Синтаксический способ терминообразования (на материале гомеопатической терминологии русского и французского языков) //Инновации в науке. – 2016. - № 12-2 (61). – С. 92-97. 5. Володина М.Н. Термин как средство специальной информации. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 80 с. 6. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов // Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. 7. Караулов Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия // Гл. ред. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. — 703 с. 8. Карелова Д. Г. Способы образования терминов в рамках лексико-семантической системы языка // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №11-2. С. 294-301. 9. Кириленко С. В. Происхождение терминов социальной лингвистики в русском языке // Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (64), 2015 г. С. 133-136. 10. Колесникова Е. А. Русская лингвистическая терминология в период формирования (конец XVIII начало XX вв.) // МНКО. 2010. №2. С. 222-226. 11. Крапивник Е. В. Термины русской лингвистики: системный аспект описания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №10. С. 119-123. 12. Лукина О.И. Синтаксический способ образования терминов фонетики во французском и русском языках // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 10. С. 146-150. 13. Манцаева А. Н. Внутренние ресурсы образования лингвистических терминов // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. №3. С. 107-113. 14. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов // М.: Феникс, Ростов н/Д, 2010. – 562 с. 15. Мохинур Уктам Қизи Уткирова Лингвистические особенности научно-технических терминов в английском и русском языках // Science and Education. 2021. № Special Issue 2. С. 130-138. 16. Норматова Н. С., Хасанова Г. Х. Семиотическая природа лингвистических терминов // Вопросы науки и образования. 2020. №41 (125). С. 34-38. 17. Остапенко С. Методика работы с терминами лингвистики в школе [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 28.06.2022. — URL https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/metodika_raboty_s_terminami_lingvistiki_v_shkole/ (дата обращения: 19.05.2023). 18. Титаренко С. А. Подходы к дефиниции термина «сленг» в ретроспективе лингвистических исследований [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. №10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-definitsii-termina-sleng-v-retrospektive-lingvisticheskih-issledovaniy (дата обращения: 22.05.2023). 19. Цзяцзя Ли Соответствие лингвистических терминов сравнительно-исторического языкознания на русском, английском и китайском языках с точки зрения перевода // МНКО. 2021. №5 (90). С. 317-319. 20. Шелов С.Д. Еще раз об определении понятия «термин» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – №4. – с. 795- 799. 21. Яковлева А. А. К вопросу о понятии «Термин» в современной лингвистике [Электронный ресурс] // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-termin-v-sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 22.05.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Дробление бизнеса - уклонение от уплаты налогов или оптимизация налогообложения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
реферат
Коррупционная преступность в правоохранительных органах в свете с особого статуса сотрудника
Количество страниц:
10
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Количество страниц:
25
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Общая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image