Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Натурфилософия в немецкой живописи, на примере Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха………………………………………………5
1.1. Природа и человек в творчестве немецких художников романтизма…..5
Глава 2. Натурфилософские представления в произведении И. И. Левитана «Над вечным покоем»……………………………………………………………15
2.1. Поэтизация природы в творчестве И. И. Левитана …………………….....15
2.2. «Над вечным покоем» как квинтэссенция творческого начала ………….21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………….29
Список иллюстраций……………………………………………………………..31
Иллюстрации……………………………………………………………………...32
Читать дальше
Картина «Над вечным покоем» стала этапной в творчестве Левитана, замыкая «минорный» период и открывая новый – «мажорный», 1895-1899/900-х гг. При достоверности воспроизведения ландшафта, мотива художник вкладывает в него противоречивые чувства то уныния и грусти, то просветленной радости и праздничного ликования. И.И. Левитан словно бы синтезировал проникновенный лиризм, свойственный Филиппу Отто Рунге и Каспару Давиду Фридриху. Художник в картине «Над вечным покоем» обнажил русский пейзаж, показал всю его нежность, прелесть, мелодичность с нескрываемым лиризмом, поэтичностью, обозначил его образную величественность, притягательную силу. Он расширил семантические возможности жанра за счет отбора самых характерных примет пейзажа, передающих его «физиономические» черты, организации композиции не путем компоновки деталей конкретного мотива, а через выявление неких сущностных ритмических закономерностей, присущих русской природе, цельности передачи пространства, как величины, интегрирующей детали; обобщенности характеристики отдельных объектов или крупных частей этих объектов при сохранении предметного богатства реальности, повышения смысловой емкости света и цвета.
Он создает некий «портрет» местности, находясь в русле романтизированного реализма. Сложное бытийное сочетание – сплав природы, истории, духовного мира человека, исторической памяти, иерархии присутствует в произведениях И.И. Левитана. Широко пользуясь развернутой метафорой природы, очеловечивая пейзаж, придавая ему черты лирико-романтического созвучия, облекая его в форму реального, земного существования.
И.И. Левитан возвеличивал не только природу, но и самого человека, наделенного неограниченными возможностями проникновения в тайны Вселенной, способного тонко чувствовать и понимать ее гармонические структуры. Художник показывал субъективное и объективное начала в пейзаже, которые являются взаимообусловленными и подчинёнными друг другу. Образ природы приобретает в произведениях мастера очертания конкретной, осязаемой связи благодаря тому, что материализуется этот образ под воздействием особого «всматривания» художника в сущность природных явлений. Природное бытие в его произведениях органично слито с духовной сущностью человеческого бытия, нерасторжимо с ним, пейзаж овеян музыкально-поэтическими нотками.
Безусловно, каждый элемент пейзажа, вступая во взаимодействие с миром, обретая силу во всеобщей связи предметов и явлений, остается самим собой, со своими объективными качествами и свойствами. При реалистической трактовке романтическое, поэтическое мировосприятие определяет поэтику пейзажа-картины.
Читать дальше
Алпатов М. П. Пейзажи Левитана 90-х гг. //Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. Ч. 3., М.,1 989., с. 208-214., с.210-212.
2. Алпатов М. П. Проблема восприятия/Указ.соч., 1994-с.211
3. Бенуа А. История русской живописи в 19 в. СПб., 1902., с.227.
4. Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Пробле мы романтизма. М.: Искусство, 1971. Вып. 2. С. 5–18
5. Богатырев Р. Левитан. 40 избранных писем /Статья, Комитет национального наследия, 2020.
6. Бойцова К.А., Малова А. С. Юрий Левитан – легенда советского радио//Статья министерство транспорта российской федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего образования Самарский государственный университет путей сообщения (самгупс), Нижний новгород 2020, с.2-с.11
7. Вермель С. И.И.Левитан и его творчество. СПб., 1902., с.7
8. Глаголь С. и Грабарь И. Исаак Ильич Левитан : Жизнь и творчество М.-2008, с.70-с.120.
9. Дружинкина Н.Г. Монография о художнике Исааке Левитане, 2014, с.1-14
10. Искусство, журнал 1938., №4., 49.
11. Казакова И. Образ природы в творчестве И.И.Левитана/Лекция 2017, с.3
12. Левитан И.И. 1861-1900. Каталог выставки. М.-Л., 1938., с.6.
13. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство.,1956., с.5
14. Мишачева И.В. Образы природы в художественной культуре античности и раннего средневековья//диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01- с. 4- С.219
15. Прощина Е.Г. Природный мистицизм в художественной системе раннего немецкого романтизма// Вестник Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2010- с.935-с.937.
16. Розенталь Л. Великий мастер пейзажа. //Искусство., 1960., №8., с.44-52.., с.45-с.56.
17. Рунге Ф. О. Романтическая эстетика в изобразительном искусстве // Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. - С. 457.
18. Сизов В. Памяти Левитана. //Русские ведомости., 1900., №221. Цитата по: А. Федоро-Давыдов. Документы…с.78.
19. Федоров-Давыдов А. И.И.Левитан в письмах и воспоминаниях современников.//И.И.Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство.,1956., с.5.
20. Фридрих К. Д. Романтическая эстетика в изобразительном искусстве // Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. - С. 481.
21. Храповицкая Г.Н. Природа в литературе и живописи немецкого романтизма [Текст]//Статья по языкознанию и литературоведению- с.209-С.218.
22. Шеллинг Ф. В. Об отношении изобразительных искусств к природе // Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1989. - С. 64-65.
23. Yedilbayeva Arailym Isaak Levitan’s “The Spring. The Big water” 2014, с2- с.4
24. Quoted frоm: "Letters, Documents, Reminiscences". 1954-p.89
25. 7 Things You Need to Know About German Romanticism By Kira Gurmail-Kaufmann 2018.
Читать дальше