ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТА» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
В ходе выполнения курсовой работы можно сказать, что в главе 1 было рассмотрено понятие «концепта» в литературоведении. Концепт представляет собой когнитивную единицу, которая отражает общие представления, ценности и ментальные характеристики определенного языкового сообщества. Концепты в литературе выступают важным инструментом для передачи идей, эмоций и философских концепций.
Во главе 2 был произведен анализ стихотворения «Пляж погибших внезапно...» С. Г. Стратановского. Концепт «пляж» играет ключевую роль в стихотворении, служа символом противопоставления жизни и смерти, радости и трагедии. Автор использует образ пляжа, чтобы вызвать у читателя глубокие эмоции и задуматься о преходящем характере бытия и беспечности общества.
В целом, анализ стихотворения позволил увидеть, как концепт «пляж» в русской поэзии может служить мощным инструментом для выражения философских и эмоциональных идей. Он помогает передать сложные концепции и вызывает у читателя глубокие размышления. Использование концепта «пляж» в данном стихотворении позволяет Стратановскому выразить свою индивидуальность и поделиться своим видением мира. Таким образом, концепт «пляж» в русской поэзии открывает широкие возможности для творческого выражения и передачи глубоких смыслов.
В стихотворении «Пляж погибших внезапно...» автор использует концепт «пляж» для передачи сильной контрастности между жизнью и смертью. Пляж становится символом беззаботности, отдыха и радости, который внезапно превращается в место гибели и трагедии. Этот контраст подчеркивает неожиданность и хрупкость жизни, а также беспечность и безразличие общества к событиям, происходящим вокруг.
Кроме того, в стихотворении присутствует параллель между пляжем погибших и соседним пляжем, где отдых не прерван и продолжается шашлычная и гитарные звуки. Эта параллель усиливает эффект контрастности и показывает несправедливость судьбы и нечувствительность людей к чужой боли и трагедии.
Анализ стихотворения также позволяет нам задуматься о теме человеческой уязвимости и необходимости осознания непредсказуемости жизни. Концепт «пляж» в этом контексте становится символом не только разрушения и смерти, но и призывом к осознанности и ответственности перед своей жизнью и жизнью других людей.
Таким образом, можно сказать, что концепт «пляж» в русской поэзии является мощным и многогранным символом, который позволяет авторам выражать сложные эмоции, передавать философские и моральные идеи, а также вызывать у читателей глубокие размышления. Стихотворение С. Г. Стратановского «Пляж погибших внезапно...» отражает эту мощь концепта «пляж» и подтверждает его важность в русской поэзии.
Читать дальше
1. Адамова В. С. Художественный концепт как единица творческого процесса в литературном осмыслении // День науки: материалы конференции. М.: МГУ, 2011. С.64
2. Адясова Л. Е. Концепт «Советский Союз» и его языковая экспликация в российском медиадискурсе: автореф. дисс. ... к. филол. н. Новосибирск: НГУ им. Лобачевского, 2015. 20 с
3. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская словесность: от теории к структуре текста: антология / под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989 – с. 33
5. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 43, 47
6. Зусман В. Концепт в системе научного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 3-17.
7. Кольцова Ю. Н. Художественный концепт и художественный образ // Язык, культура и межкультурная коммуникация: межвуз. сб. ст. / под ред. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 157-163.
8. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка. М.: РАН, 1993 – с. 128, 287 с
9. Манджиева С. В. Ключевые концепты в рассказах О. Генри: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград: ВГПУ, 2010 – с. 8
10. Национального корпуса русского языка. Электронный ресурс. Режим доступа: https://processing.ruscorpora.ru/search.xml?docid=cG9ldGljL3h4L3N0cmF0YW5vdnNraXkvc3RyYXQtMzQyLnhtbA%3D%3D&expand=full&expdiap=0%3A15&lang=ru&mode=poetic&nodia=1&req=пляж&sid=0&sort=i_grstd&text=lexform( дата обращения: 28.05.2023)
11. Нерознак В. П. Теория словесности: старая и новая парадигмы // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Антология, 1997. C.147
12. Новокрещенова И. Л. Понятие «концепт» и его востребованность в современном литературоведении // Вестник Воронежского государственного университета. Филология и журналистика. 2007. № 1. С. 24-31.
13. Плотникова С. Н. Концепт и концептуальный анализ как лингвистический метод изучения социального интеллекта // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2 (18). С. 193-199.
14. Постникова Е. А. Художественный образ в сравнении со смежными понятиями филологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (31). Ч. 1. С. 147-150.
15. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742-745.
Читать дальше