?>
Введение..................................................................................................................3 1 Теоретические основы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников......................................................................8 1.1 Психолого-педагогические основы организации самостоятельной познавательной деятельности.....................................................................8 1.2 Виды электронных образовательных ресурсов для младших школьников..................................................................................................13 1.3 Методическое назначение электронных образовательных ресурсов на уроках математики.............................................................................18 2 Экспериментальная работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках математики с целью организации самостоятельной познавательной деятельности................................................31 2.1 Диагностика уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности обучающихся младших классов...........31 2.2 Опытная работа по применению электронных образовательных ресурсов, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики................................................................................................42 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы..............................47 Заключение.........................................................................................................55 Список использованных источников..................................................................58

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики для организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
41% уникальность
2023 год
12 просмотров
Никитина Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение..................................................................................................................3 1 Теоретические основы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников......................................................................8 1.1 Психолого-педагогические основы организации самостоятельной познавательной деятельности.....................................................................8 1.2 Виды электронных образовательных ресурсов для младших школьников..................................................................................................13 1.3 Методическое назначение электронных образовательных ресурсов на уроках математики.............................................................................18 2 Экспериментальная работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках математики с целью организации самостоятельной познавательной деятельности................................................31 2.1 Диагностика уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности обучающихся младших классов...........31 2.2 Опытная работа по применению электронных образовательных ресурсов, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики................................................................................................42 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы..............................47 Заключение.........................................................................................................55 Список использованных источников..................................................................58
Читать дальше
Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, кроме того, в окружении телевизионных экранов и дисплеев компьютеров, выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличаются особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. В связи с этим, современный подход к обучению должен направляться на введение в процедуру обучения новизны, предопределенной отличительными чертами динамики формирования жизни и деятельности, особенностью различных технологий обучения и потребностями человека, общества и страны в выработке у учащихся общественно полезных знаний, взглядов, черт и качеств характера, взаимоотношений и опыта поведения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Широкое внедрение новых педагогических технологий возможно только через информационные технологии, и это изменит саму парадигму образования. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения. Компьютерные технологические процессы призваны стать не вспомогательным «довеском» в обучении, а необходимой составляющей целостного образовательного процесса, существенно увеличивающий ее результативность.


Сколько стоит заказать курсовую работу в Тюмени ? Узнайте на Work5.


Применение новых информационных технологий в учебном процессе диктуется факторами нынешнего существования. С целью результативного применения информационных технологий применяются интерактивные средства, которые всё чаще используются преподавателями в процесс обучения. В последние годы все больше поднимается проблема об использовании новейших информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование электронных технологий в образовательном процессе дает возможность справиться с определенными трудностями, возникающими в процессе обучения. Обучение путем «обращение к себе» - это путь индивидуального формирования, так как такого рода путь является базой для самостоятельного существования. Применение интерактивных технологий обучения - не самоцель. Это только лишь способ создания условий, в которых ученик вовлекаются в познавательно - учебную деятельность. Возникает разногласие между потребностью решать новые проблемы в области развития и обучения школьника (новые требования к личности школьника, развитие конкретных качеств, которые будут способствовать благополучному обучению и последующей реализации выпускника в социуме) и отсутствием результативных способов достижения этого. Актуальной задачей современной начальной школы считается осуществление компетентного подхода в образовании, и непосредственно, развитие основных компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков, универсальных учебных действий. В рамках Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предполагается применение активных и интерактивных методов, как наиболее эффективных и результативных. Проблемой использования электронных средств в процессе обучения школьников, в том числе на ступени начального общего образования занимались такие педагоги и ученые как Г.Г. Брусницина, Н.Я. Виленкин, В. М. Глушков, Л.А. Жукова, В. А. Извозчиков, Г.М. Коджаспирова, И.В. Роберт и другие. Применение современных электронных технологий в рамках ФГОС НОО облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, расширяет возможности использования интерактивных средств (ИС) обучения. С применением ЭОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, универсальных учебных действий обучающихся. Принимая во внимание воздействие современных интерактивных средств на процесс образования, многие преподаватели все с большим желанием включают их в свою методическую систему. Все выше сказанное подтверждает актуальность темы нашего исследования. Цель – проанализировать использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики для организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников. Задачи: – рассмотреть психолого-педагогические основы организации самостоятельной познавательной деятельности; – изучить виды электронных образовательных ресурсов для младших школьников; – исследовать методическое назначение электронных образовательных ресурсов на уроках математики; – провести диагностику уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности обучающихся младших классов; – провести опытную работу по применению электронных образовательных ресурсов, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики; – проанализировать результаты экспериментальной работы. Объект – электронные ресурсы на уроках математики в начальной школе. Предмет – организация самостоятельной познавательной деятельности младших школьников. В основу исследования положена гипотеза: процесс обучения младших школьников при использовании электронных образовательных ресурсов будет эффективен, если: – учитывается актуальный уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников; – в процессе обучения младших школьников используются разнообразные электронных образовательных ресурсов; – интерактивные средства применяются на каждом этапе урока в определенной системе и последовательности. Методологическая и теоретическая основа исследования: научные труды Г.Г. Бруснициной, Н.Я. Виленкина, Е.И. Виштынецкого, Л.А. Жуковой, Г.М. Коджаспировой, В.И. Орлова, И.В. Роберта, С.А. Смирнова и др. Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ терминологического аппарата, диагностическая беседа; методики диагностики регулятивных УУД («Образец и правило» А. Л. Венгера, «Корректурная проба» тест Б. Бурдона, «Проба на внимание» П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой); метод анализа продуктов деятельности обучающихся; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов исследования. Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов. База исследования: МАОУ СОШ № 100 г. Краснодар. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.  

Читать дальше
Таким образом, в ходе проведенного исследования было выяснено, что в экспериментальной группе динамика развития выше, чем в контрольной, так как в формирующей части эксперимента были использованы цифровые ресурсы. А в контрольной группе обучение шло с минимальным использованием цифровых ресурсов. В работе было рассмотрено понятие и классификация электронных образовательных ресурсов. Понятие электронных образовательных ресурсов в научной литературе синонимично такому понятию, как цифровые образовательные ресурсы. Можно сказать, что эти два понятия применительно к современному педагогическому процессу и методике преподавания являются тождественными. К характерным признакам электронных образовательных ресурсов относят интерактивность, наглядность, красочность, эстетичность, доступность, научность изложения учебного материала, удобство использования, оптимизация времени на подготовку демонстрации наглядного материала, практическая ориентированность, вариативность изложения учебного материала. В работе также описана классификация электронных образовательных ресурсов, дана их краткая характеристика. В качестве основных видов ЭОР в работе были определены: электронное пособие и учебник, тренажер, игра (развивающая и учебная), контролирующее средство, демонстрационное средство, моделирующее средство, информационное средство, инструментальное средство, обучающая программа. Рассмотрение сути электронных образовательных ресурсов и их применение в педагогике позволило выявить преимущества и недостатки их использования. К преимуществам были отнесены обеспечение качественно нового уровня подачи учебной информации, активизация учебной деятельности, интенсификация учащихся на уроке, возможность реализации личностного и дифференцирующего принципа обучения, возможность организации самостоятельной деятельности учеников. К недостаткам отнесены несовершенство программного обеспечения, которые мешают быстро и устойчиво воспроизводить электронную информацию с помощью мультимедиа. Исследование во второй главе было посвящено изучению благоприятных условий для формирования регулятивных УУД. Для этого было осуществлено вначале теоретическое обоснование соблюдение условий, а затем проведена экспериментальная проверка целесообразности и эффективности соблюдения этих условий. Испытуемыми в эксперименте стали младшие школьники. Полученные в ходе экспериментальной части результаты о формировании регулятивных умений у младших школьников позволили сформулировать следующие выводы: 1. Для формирования регулятивных УУД необходимо создать благоприятные условия для данного процесса. Методически целесообразно использовать такие формы и методы работы с младшими школьниками, как работа в парах, работа в группах, взаимооценка и взаимопроверка. Отметим, что эффективность использования перечисленных форм и методов работы зависит от благоприятного психологического климата в классе и интересе учащихся к электронным образовательным ресурсам. Таким образом, педагогу необходимо опираться на познавательную и учебную мотивацию детей, работать в этом направлении. Непосредственно сама работа по формированию регулятивных УУД должна проходить в строгом соответствии с требованиями Стандарта. 2. Экспериментальная часть по формированию регулятивных УУД у младших школьников структурно включала в себя диагностику (констатирующий этап), формирующий и контрольный этапы. В процессе диагностики у испытуемых был выявлен преимущественно средний уровень сформированности регулятивных умений. На формирующем этапе была разработана и реализована на практике работа по формированию регулятивных УУД; данная работа была основана на тех положениях, которые были прописаны в гипотезе исследования. Каждый урок был составлен с расчетом на актуальный уровень регулятивных умений, что позволило проводить работу по формированию регулятивных умений более точно. Также были использованы разные методы и формы работы на каждом этапе урока. 3. Результаты, полученные в ходе контрольного этапа, позволили зафиксировать положительную динамику в процессе формирования регулятивных умений: низкий уровень резко сократился за счет перехода испытуемых на средний уровень. Средний уровень также уменьшился за счет повышения до высокого уровня. Высокий уровень регулятивных умений испытуемых вырос. Полученные результаты дают основание полагать, что те условия, которые были выдвинуты в гипотезе исследования и реализованы в специальной работе на формирующем этапе являются верными. Подтвержденная гипотеза указывает на то, что работа по формированию регулятивных УУД должна быть продолжена в том же направлении с испытуемыми, когда они перейдут в 3 и 4 класс соответственно. В процессе перехода из класса в класс работа по формированию регулятивных умений должна уточняться и усложняться.  
Читать дальше
Нормативно-правовые акты 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia (дата обращения: 29.05.2023) Статьи в периодических изданиях и сборниках статей: 2. Абдураз аков, М.М. Н аправления со вершенство вания подгото вки к професс иональной де ятельности бу дущего учите ля информат ики / М.М. Аб дуразаков, Г. М. Гаджиев // И нформатика и обр азование. - 2022. - № 2. - С. 98-10 2. 3. Агапова, Р. О тре х поколени ях компьютер ных техноло гий обучен ия в школе / Р. А гапова // И нформатика и обр азование. - 2021. - № 2. – С.96- 98. 4. Артамоно в, А.Д. Те хнические у ниверситет ы в информ ационном об ществе / А. Д. Артамоно в, Г.И. Ло вецкий. – Мос ква : МГТУ, 2021. - 288 с. 5. Белавин а, И.Г. Пс ихологичес кие последст вия компьютер изации детс кой игры / И. Г. Белавин а // Инфор матика и обр азование. - 2019. - № 3. – С.56-58. 5. Белавин а, И.Г. Вос приятие ребе нком компь ютера и ко мпьютерных и гр / И.Г. Бе лавина // Во прос психо логии. - 2021. - №3. – С.141-14 2. 6. Блинова, С. С. Р абота в про грамме Пер воЛого на уро ках информ атики / С.С. Б линова // Н ачальная ш кола. - 2022. - №6. - С.75. 7. Варченко, В. И. «Радуга в ко мпьютере» - те хнология и грового обуче ния в нача льной школе / В. И. Варченко // И нформатика и обр азование. – 2022. - № 3. – С. 16 3-164. 8. Варчен ко, В.И. Р адуга в ко мпьютере / В. И. Варченко // Н ачальная ш кола. - 2022. - №10. – С. 9 2. 9. Видерхо льд, Компь ютер в нач альной шко ле / Видер хольд // И нформатика и обр азование. - 2020. - №2. – С.56-5 9. 10. Витухо вская, А.А. Ко мпьютерная по ддержка учеб ных курсов д ля начально й школы / А. А. Витуховс кая // Инфор матика и обр азование. - 201 9. - №1. – С. 36-38. 11. Глушко, А. И. Компьютер ный класс в ш коле / А.И. Г лушко // И нформатика и обр азование. - 2021. - №4. – С. 65-68. 12. Грамол ин, В.В. Обуч ающие комп ьютерные и гры / В.В. Гр амолин // И нформатика и обр азование. - 2021. - №4. – С. 2 3-25. 13. Гребене в, И.В. Мето дические проб лемы компь ютеризации обуче ния в школе / И. В. Гребене в // Педаго гика. - 2020. - №5. – С. 10 2. 14. Гребно в, М. Мето дические проб лемы компь ютеризации обуче ния в школе / М. Греб нов // Пед агогика. - 2021. - №5. – С. 85-86. 15. Давыдо в, В.В. Те нденции инфор матизации со временного обр азования / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Со временная пе дагогика. - 2020. - № 2. – С.57-58. 16. Заничко вский, Е.Ю. Проб лемы инфор матики - проб лемы интел лектуально го развити я общества / Е. Ю. Заничко вский // И нформатика и обр азование. - 2021. - № 2. – С.87-8 9. 17. Зинчен ко, Г.П. Э ВМ в начал ьной школе / Г. П. Зинченко // И нформатика и обр азование. - 2022. - № 3. – С.74-75. 18. Каракозо в, М.С. Фор мирование н авыка работ ы с клавиатуро й / М.С. К аракозов // И нформатика и обр азование. - 2021. - № 2. – С.152. 19. Ким, Н. А. Занимате льная инфор матика для м ладших шко льников / Н. А. Ким, Г. Р. Корабей ников, В.А. К амышева // И нформатика и обр азование. - 2021. - № 2. - С.13. 20. Клейма н, Т.М. Шко лы будущего: Ко мпьютеры в про цессе обуче ния / Т.М. К лейман. – Мос ква : Радио и с вязь, 2021. – 36 2 с. 21. Конста нтинова, И. Н. ИКТ в н ачальной ш коле / И.Н. Ко нстантинов а. – Москв а : Творчес кая лаборатор ия учителя, 201 9. – 274 с. 22. Лапчик, М. И нформатика и те хнология: ко мпоненты пе дагогическо го образов ания / М. Л апчик // И нформатика и обр азование. - 2019. - №6. – С.1 25. 23. Первин, С. П. Дети, ко мпьютеры и ко ммуникации / С. П. Первин // И нформатика и обр азование. - 2021. - №4. – С.58-5 9. 24. Плеухо ва, Л.Ф. Ко мпьютерные с истемы зад аний / Л.Ф. П леухова, Ю. К. Ситнико в // Инфор матика и обр азование. - 2021. - № 2. – С.78-7 9. 25. Сутири н, Б. Комп ьютер в шко ле сегодня и з автра / Б. Сут ирин, В. Ж итомирский // Н ародное обр азование. - 2022. - № 3. - С. 21- 23. Книги, монографии: 26.Батышев, С. Я Энциклопе дия професс ионального обр азования / С. Я. Батышев а. – Москв а : АПО, 2020. - 341 с. 27.Бовтенко, М. А. Компьютер ная лингво дидактика / М. А. Бовтенко. – Мос ква : Наук а, 2020. - 216 с. 28.Выготс кий, Л.С. Собр ание сочине ний т.4 . Детс кая психоло гия / Л.С. В ыготский. – Мос ква : Педа гогика, 2019. – 34 9 с. 29.Ежова, Т. В. Педагог ическая кибер нетика. Опт имальное у правление про цессом ком пьютерного обуче ния / Т.В. Е жова. – Курс к : РОСИ, 201 9. - 243 с. 30.Захаро ва, И.Г. И нформацион ные техноло гии в образо вании / И. Г. Захаров а. – Москв а : Академ ия, 2021. - 1 92 с. 31.Захаро ва, И.Г. И нформацион ные техноло гии в образо вании : учеб. пособ ие для сту д. высш. пе д. учеб. з аведений / И. Г. Захаров – Мос ква : Акаде мия, 2019. - 1 92 с. 32.Ибраги мов, И.М. И нформацион ные техноло гии и средст ва дистанц ионного обуче ния : учеб ное пособие / И. М. Ибрагимо в. – Москв а : Академ ия, 2020. - 3 36 с. 33.Кулик, А. Н. Новые и нфокоммуни кационные те хнологии в со циально - гу манитарных н ауках и обр азовании / А. Н. Кулик. - М.: Ло гос, 2019. - 4 24 с. 34.Обухов а, Л.Ф. Возр астная пси хология /Л.Ф. Обу хова – Мос ква : МГППУ, 2022. – 460 с. 35.Талызи на, Н.Ф. Пут и и возмож ности авто матизации учеб ного процесс а / Н. Ф. Т алызина – Мос ква : Знан ие, 2021. - 41 2 с. 36.Тихоно ва, А.Н. Обр азовательн ые интернет - ресурс ы / А.Н. Т ихонова, А. Д. Иваннико ва. – Моск ва : Просве щение, 2022. - 287 с. 37.Толыпи на, Ю.А. Ис пользование и нтерактивн ых техноло гий в образо вательном про цессе / Ю. А. Толыпин а. - Москв а : Буки - Ве ди, 2019. - 301 с. 38.Трайне в, В.А. Инфор мационные ко ммуникацио нные педаго гические те хнологии : учеб. пособ ие / В.А. Тр айнев, И.В. Тр айнев. - 3- изд. – Мос ква : Дашко в и К, 2019. - 280 с. 39.Хуторс кой, А.В. И нформатика и И КТ в начал ьной школе / А. В. Хуторско й, Г.А. Ан дрианов. - Мос ква : Бино м, 2019. -150 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Совершенствование системы мотивации персонала организации (на примере организации ООО «Бизнес Тандем»)
Количество страниц:
50
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Современные методы интернализации внешних эффектов
Количество страниц:
35
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
Автоматизация процесса внутрикорпоративного взаимодействия сотрудников компании Пермские тепловые сети филиала Пермский ПАО «Т-Плюс»
Количество страниц:
70
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image