?>
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ 8 1.1. Понятие словаря. Развитие словаря в онтогенезе 8 1.2. Особенности развития словаря дошкольников сообщим недоразвитием речи 16 1.3. Анализ теоретических и методических исследований в обогащение лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 21 Выводы по I главе 23 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ 25 2.1. Исследования состояния словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25 2.2. Система логопедической работы по обогащению лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 32 2.3. Анализ эффективности логопедической работы по обогащению лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 38 Выводы по II главе 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 Приложение 1 «Картинки к заданию №1» 52 Приложение 2 «Картинки к заданию №2» 53 Приложение 3 «Картинки к заданию №3» 54 Приложение 4 «Картинка к заданию №4» 55 Приложение 5 «Картинка к заданию №5» 56 Приложение 6 «Картинка к заданию №6» 57

Обогащение лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами

курсовая работа
Педагогика
51 страниц
91% уникальность
2023 год
13 просмотров
Иванов Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ 8 1.1. Понятие словаря. Развитие словаря в онтогенезе 8 1.2. Особенности развития словаря дошкольников сообщим недоразвитием речи 16 1.3. Анализ теоретических и методических исследований в обогащение лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 21 Выводы по I главе 23 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ 25 2.1. Исследования состояния словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25 2.2. Система логопедической работы по обогащению лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 32 2.3. Анализ эффективности логопедической работы по обогащению лексического запаса детей шести лет с общим недоразвитием речи синонимами и антонимами 38 Выводы по II главе 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 Приложение 1 «Картинки к заданию №1» 52 Приложение 2 «Картинки к заданию №2» 53 Приложение 3 «Картинки к заданию №3» 54 Приложение 4 «Картинка к заданию №4» 55 Приложение 5 «Картинка к заданию №5» 56 Приложение 6 «Картинка к заданию №6» 57
Читать дальше
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений приобретает особую актуальность, так как наблюдается значительный рост числа дошкольников с ОНР, что делает их самой многочисленной группой детей с нарушениями развития. Увеличение распространения речевых нарушений обусловлено негативными факторами, такими как экологическое загрязнение, социальная нестабильность, увеличение случаев родовых травм и послеродовых осложнений, а также увеличение заболеваемости и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме того, влияние уличной среды, небрежности со стороны взрослых и информационного перенасыщения бессмысленной и неграмотной информацией из телевизора и новых изданий приводит к ограниченности лексикона у детей и нарушению грамматической структуры речи, что влечет негативные последствия для школьного обучения.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Новосибирске занимает минимум времени.


В связи с этим особенно важными становятся задачи педагогов, которые занимаются выявлением детей, находящихся в группе риска развития речевой патологии, такой как ОНР. Недостаточная развитость речевой деятельности оказывает негативное влияние на все аспекты личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается эффективность запоминания, нарушается логическое и смысловое восприятие, затруднено овладение мыслительными операциями. Также страдают все аспекты коммуникации и межличностного взаимодействия, а развитие игровой деятельности имеющей важное значение для общего психического развития, замедляется значительно. С точки зрения исследований детской речи, особое внимание уделяется изучению лексикона. Расширение, укрепление и активация лексикона занимают значимое положение в общей структуре работы над развитием речи, поскольку расширение лексического репертуара является неотъемлемой составляющей улучшения коммуникативных навыков ребенка. Когнитивное развитие и развитие понятийного мышления невозможны без освоения новых слов. Расширение словаря стоит перед нами как одна из ключевых задач воспитания. Уточнение и расширение лексикона играют важную роль в развитии логического мышления: более разнообразный лексикон у ребенка соответствует более точному мышлению и лучшему развитию его речи. Ведь наличие логически насыщенной речи является фундаментом успеха во множестве областей знания и практики. Антонимы, которые представляют слова с противоположными значениями, а также синонимы, стали объектом лингвистического исследования относительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Это видно из появления специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов. Существует потребность в подборе слов с противоположными значениями, поиске образного противопоставления и выделении полярных проявлений качеств, признаков и свойств. Эта потребность возникает у людей разных профессий, у всех, кто интересуется языком и связан с ним своей деятельностью, включая филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей и журналистов. Лексические единицы языка, составляющие словарь, тесно связаны не только ассоциативно по сходству или смежности вариантов значения многозначных слов. Основой антонимии является ассоциация по контрасту, которая отражает существенные различия между однородными предметами, явлениями, действиями, качествами и признаками. Антонимия и синонимия представляет собой важное измерение лексико-семантической системы различных языков. Различные смысловые отношения антонимов с другими категориями слов, особенно с синонимами, свидетельствуют о тесной связи между ними. Актуальность исследования проявляется в нескольких аспектах: во-первых, в спорных вопросах, связанных с определением лингвистической сущности антонимии как средства выражения логической противоположности и классификацией антонимической лексики; во-вторых, в недостаточной разработанности методик изучения слов с противоположными значениями в начальной школе и ограниченном использовании приемов работы с антонимами на уроках. Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с ОНР является развитие их речи. Критерием сформированности речи у детей является способность использовать слова с противоположными значениями - антонимы. Контрастные образы и противопоставление противоположных героев характерны для текстов, включенных в программу обучения и воспитания в старших группах дошкольных образовательных учреждений. Однако, к сожалению, работа, направленная на выявление контрастных образов, проводится на занятиях очень редко. Объект: Дети шести лет с ОНР. Предмет: Обогащение лексического запаса детей шести лет с ОНР с помощью синонимов и антонимов. Цель: Развитие и расширение лексического запаса детей шести лет с ОНР путем использования синонимов и антонимов. Задачи: 1. Изучить основные понятия синонимов и антонимов, их определения и принципы использования; 2. Поиск и сбор синонимов и антонимов, соответствующих уровню развития речи детей; 3. Организация учебных занятий с использованием синонимов и антонимов для активного усвоения их значения и использования в речи; 4. Упражнения и игры, направленные на развитие умения детей определять синонимы и антонимы в контексте предложений и текстов; 5. Оценка прогресса и результативности обучения, а также корректировка методик и подходов на основе полученных данных. С целью достижения поставленных целей и решения задач, в ходе исследования были применены различные методы исследования, включая: • Библиографический метод; • Наблюдение; • Беседа; • Количественный и качественный анализ. Базой исследования являлось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 г. Елец, где проводились наблюдения, беседы и апробация разработанных программ по развитию устной речи дошкольники с ОНР с использованием краеведческой деятельности.  

Читать дальше
В настоящее время актуальной является проблема развития лексикона у дошкольников с ОНР. Лексикон представляет собой важный инструмент в процессе речевой коммуникации, обеспечивая оптимальные условия для решения задач, связанных с устной и письменной речью. Недоразвитие речевой деятельности оказывает отрицательное влияние на различные сферы личности ребенка, включая познавательную деятельность, запоминание информации, логическую и смысловую память, а также формирование мыслительных операций. Кроме того, это влияет на способы общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также замедляет развитие игровой активности, которая играет ведущую роль в общем психическом развитии. Познавательное развитие и формирование понятийного мышления у детей невозможны без усвоения новых слов. Расширение лексикона является одной из важнейших задач воспитания дошкольников. Уточнение и расширение лексикона играют существенную роль в развитии логического мышления, поскольку более богатый словарь позволяет ребенку мыслить более точно и развивает его речевые способности. Таким образом, формирование лексикона является неотъемлемой частью комплексной работы по преодолению системного недоразвития речи и подготовке детей к последующему школьному обучению. ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается состояние, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, включая звуковую и смысловую стороны речи. Это состояние обусловлено неблагоприятными воздействиями внутриутробного развития, родов и раннего детства. Существует четыре уровня речевого недоразвития: отсутствие общеупотребительной речи, начатки общеупотребительной речи, развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития, и речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Каждый уровень содержит элементы предыдущих и последующих уровней. Анализ литературных данных позволяет предположить, что дети с ОНР имеют отличительную особенность в виде существенного расхождения между пассивным и активным словарем. Эти дети способны понимать значение многих слов, и объем их пассивного словаря близок к норме. Однако использование слов в экспрессивной речи и активизация лексикона вызывают значительные трудности. Дошкольники с недоразвитием речи не знакомы с многими действиями предметов, имеют ограниченное понимание оттенков цветов и слабое различение формы предметов. Их словарь содержит немного обобщающих понятий, редко используются антонимы, а синонимы практически отсутствуют. В заключение, обогащение лексического запаса детей шести лет с ОНР синонимами и антонимами представляет собой важный и эффективный подход к развитию и улучшению их речевых навыков. Использование синонимов и антонимов позволяет детям расширить свой лексикон, улучшить понимание и употребление слов в контексте, а также совершенствовать связную речь. Результаты множества исследований и практический опыт свидетельствуют о положительном влиянии использования синонимов и антонимов на развитие речи детей с ОНР. Они помогают детям лучше осознавать значения слов, различать их оттенки и контекстуальное использование, а также формировать более богатую и разнообразную речь. Процесс обучения детей шести лет с ОНР синонимами и антонимами требует комплексного и систематического подхода. Необходимо создать подходящую образовательную среду, которая способствует активному усвоению новых слов и их использованию в различных контекстах. Учебные занятия должны быть интересными, доступными и соответствовать уровню развития речи каждого ребенка. Организация упражнений, игр и практических заданий, направленных на расширение лексического запаса детей через работу со синонимами и антонимами, способствует активному взаимодействию с языком, стимулирует их мышление и развивает коммуникативные навыки. Кроме того, эти занятия могут быть интегрированы в другие области обучения, такие как чтение, письмо и творческие задания, что позволяет усилить эффект и обеспечить более всестороннее развитие детей. Однако необходимо помнить, что каждый ребенок имеет индивидуальные особенности и темп развития. Поэтому важно учитывать их потребности и прогресс в процессе обучения, предлагая разнообразные методики и адаптируя занятия под конкретного ребенка. В целом, обогащение лексического запаса детей шести лет с ОНР синонимами и антонимами представляет собой ценный инструмент в их речевом развитии. Этот подход способствует улучшению лексикона, пониманию и использованию слов в речи, а также развитию коммуникативных навыков. Систематическое и комплексное обучение, подходящие методики и индивидуальный подход позволят достичь оптимальных результатов в обогащении лексического запаса детей с ОНР и помочь им стать более уверенными и компетентными в языковом общении.
Читать дальше
1. Абдулкаюмова Г.И. Особенности формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г.И. Абдулкаюмова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №6. - С. 103-106. 2. Арутюнова П.В., Медведева Е.Ю. Особенности связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / П.В. Арутюнова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №5. - С. 15-19. 3. Бондарева К.А., Медведева Е.Ю. Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / К.А. Бондарева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №7. - С. 72-76. 4. Бурова Н.И. Педагогические условия обогащения словарного запаса обучающихся / Н.И. Бурова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - №9. - С. 7-19. 5. Глазунова С.Н., Шадрина Л.В. Формирование грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи / С.Н. Глазунова, Л.В. Шадрина // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2023. - №1. - С. 550-560. 6. Городилова С.А., Гагарская Е.М. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития / С.А. Городилова, Е.М. Гагарская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - №2. - С. 54-59. 7. Губатова С.Г. Формирование лексических средств общения у детей с ОНР / С.Г. Губатова // Наука и реальность/Science & Reality. - 2021. - №4. - С. 57-60. 8. Домашенко Ю.В., Болдырева В.Э. Особенности коррекционной работы по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / Ю.В. Домашенко, В.Э. Болдырева // Вестник науки. - 2022. - №5. - С. 18-24. 9. Данилова С.А., Медведева Е.Ю. Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.А. Данилова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №4. - С. 140-143. 10. Красичкова Н.А. Использование речедвигательных упражнений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.А. Красичкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №3. - С. 160-165. 11. Колосова Е.В., Исакова Т.М. Методы работы по обогащению атрибутивного словаря младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е.В. Колосова, Т.М. Исакова // Символ науки. - 2019. - №10. - С. 67-70. 12. Кувшинова И.А., Бровина С.С. Педагогические условия развития связной речи у старших дошкольников с ОНР / И.А. Кувшинова, С.С. Бровина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №6. - С. 241-244. 13. Лахмоткина Л.И. Состояние связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л.И. Лахмоткина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №7. - С. 241-245. 14. Лоторева Л.А., Косыгина Е.А. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.А. Лоторева, Е.А. Косыгина // Вестник науки. - 2022. - №12. - С. 144-150. 15. Макарова Н.В. Изучение лексики детей с недоразвитием речи: научно-методические аспекты / Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2019. - №1. - С. 45-55. 16. Мохова Ю.С., Шешукова Н.Н. К проблеме развития словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.С. Мохова, Н.Н. Шешукова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - №2. - С. 139-143. 17. Сюткина Т.А. Особенности формирования навыков понимания смысловой стороны слова у детей с патологией речи / Т.А. Сюткина // Пермский педагогический журнал. - 2020. - №6. - С. 85-88. 18. Самсонова С.Н. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.Н. Самсонова // Столыпинский вестник. - 2022. - №5. - С. 2811-2818. 19. Цыбаева У.В., Медведева Е.Ю. Изучение особенностей лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / У.В. Цыбаева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №5. - С. 251-256. 20. Ширко Н.А. Особенности формирования номинативного словаря у детей с ОНР / Н.А. Ширко // Вестник науки. - 2021. - №11. - С. 52-60.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ предложения дополнительных гостиничных услуг и возможности расширения их ассортимента для привлечения новых потребительских сегментов
Количество страниц:
50
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Специфика перевода языковой игры с английского на русский язык в рекламе продуктовых брендов
Количество страниц:
20
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image