Введение 3
1. Теоретические основы исследования этнической тематики в телевизионном дискурсе 5
1.1. Характеристика телепотребления и аудитории телевидения в России 5
1.2. Зрительские предпочтения российского общества 8
1.3. Этнические коммуникации на современном телевидении 9
2. Этническая тематика на российском экране 13
2.1. Методология исследования 13
2.2. Этническая тематика в телепрограммах о путешествиях «Жизнь своих» и «Поехали» 14
2.3. Этническая тематика в кулинарной программе «Повара на колесах» 19
Заключение 22
Список источников 24
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно была исследована репрезентация этнической тематики в современном телевизионном дискурсе. Для этого была дана характеристика телепотреблению и аудитории телевидения в России, изучены зрительские предпочтения российского общества, проанализированы этнические коммуникации на современном телевидении, охарактеризовано освещение этнической тематики в телепрограммах о путешествиях «Жизнь своих» и «Поехали», а также проведен анализ репрезентации этнической тематики в кулинарном реалити-сериале «Повара на колесах».
В последние годы телевидение остается достаточно эффективным массмедиа в аспекте популярности у аудитории, тем не менее наблюдается уменьшение влияния телевидения на общество. Это было продемонстрировано на примере уменьшения зрительской аудитории телевидения в России, наблюдаемого в последние годы. Свидетельством наблюдаемого плавного снижения позиций телевидения является такая тенденция, как фрагментация аудитории телевидения. Под фрагментацией понимается уменьшение среднесуточной доли аудитории лидировавших ранее телеканалов – Первого канала, телеканала «Россия 1» и НТВ – и одновременное увеличение доли аудитории различных тематических каналов, например, спортивных («Матч ТВ»), женских («Домашний»), ориентированных на детей («Карусель») и др.
Тем не менее было выяснено, что в целом можно продолжать говорить о достаточно существенной роли телевидения в качестве значимого средства массовой информации вследствие того, что федеральные телеканалы «большой тройки» по-прежнему сохраняют достаточно высокий уровень просмотров: по-прежнему треть населения Российской Федерации отдает предпочтение именно этим каналам (по состоянию на 2020 год 32% аудитории российского телевидения отдали предпочтение одному из трёх главных российских телеканалов – Первого канала, телеканала «Россия 1» или НТВ). Это может говорить о значительных возможностях телевидения: формирование практически идентичной повестки дня данных телеканалов говорит о том, что государство заинтересовано в формировании единого общественного мнения среди российского общества, телевидение продолжает играть в этом важную роль.
В курсовой работе было выяснено, что в период в 2022-2023 годов в российском телевизионном дискурсе произошел переход от освещения зарубежной этнической тематики к репрезентации российской этнической тематики. В эфире одного из главных российских телеканалов – Первого канала – появился целый ряд телепрограмм путешествиях по России (в частности, те программы, которые стали объектом данной курсовой работы – «Жизнь своих» и «Поехали»), а также кулинарная передача, которую также можно отнести к журналистике путешествий, – «Повара на колёсах». Во всех проанализированных программах в значительной степени выражена этническая тематика.
В работе выявлено, что в проанализированных телепрограммах о путешествиях «Жизнь своих» и «Поехали» и кулинарном шоу «Повара на колесах» этническая тематика чаще всего представлена через две ключевые идеи: первая идея связана с богатством культурно-исторического наследия народов России, вторая идея – главная богатство России – люди, россияне, принадлежащие к любому этносу, труженики, люди, обладающие творческим началом, занимающиеся созиданием на благо страны и региона, причем скорее вопреки, чем благодаря.
Читать дальше
1. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с.
2. Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. — С. 414-431.
3. Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В. Контент-стратегии телеканалов «Большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2019. №61. — С. 237-255.
4. Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В. Программирование тайм-слотов телеканалов «Большой тройки»: эфир будних дней // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2021. №69. — С. 321-339.
5. Зрители заполнили онлайн-кинотеатры // Газета "Коммерсантъ" №51 от 23.03.2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4299239 (дата обращения: 04.06.2023).
6. Колобова Е. Ю. Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв // Управленческое консультирование. 2019. №6 (126). — С. 70-76.
7. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 384 с.
8. Рева Е. К. Репрезентация этнокультуры народов России на телевидении: типология программ // Неофилология. 2022. №32. — С. 813-820.
9. Ржанова С. А. Место национальных телевизионных программ в этнокультурном пространстве региона // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. №2. — С. 103-107.
10. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=948&ysclid=l7d7vlyi6e301781668 (дата обращения: 04.06.2023).
11. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / Бровченко Г. Н., Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 208 с.
12. Терещенко О. В., Терещенко М. С. Измерения аудитории СМИ: история становления // Социологический альманах. 2020. №11. — С. 163-175.
13. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – Москва : Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
14. Щербаль С. С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник ВУиТ. 2021. №4 (36). С. 247-261.
15. Юдина Т. Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики российской Федерации: Pro и contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №3. — С. 139-143.
16. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
17. Яхричев Д. В. ТВ-программа как способ актуализации этнической культуры русских // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2007. №4-II. — С. 271-274.
Читать дальше