Введение 3
Глава 1. Орфографическая зоркость как показатель грамотности 5
1.1. Понятие и признаки орфографической зоркости. 5
1.2. Проблемы формирования орфографической зоркости 10
1.3. Цели, принципы формирования орфографической зоркости 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Педагогические условия для формирования и развития орфографической грамотности младших школьников 17
2.1. Диагностика уровня орфографической зоркости 18
2.2. Пути реализации формирования и развития орфографической зоркости 19
2.3. Рекомендации для учителей начальных классов 22
Выводы по второй главе 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 28
Читать дальше
Во все времена лучшие педагоги и ученые изучали причины данной проблемы, проводили сотни исследований и разрабатывали пути оптимального решения проблемы. Каждый из нас задается вопросом: как и что еще можно сделать для лучшего обучения орфографической зоркости? Так, в первой главе работы были подняты вопросы о понятии «орфографическая зоркость», о причинах проблемы несформированности этого навыка у учащихся младших классов. Так, было сказано о том, что многие ученые, лингвисты, педагоги изучают этот вопрос и результаты и идеи их исследований перенесены в книги, в методические пособия для учителей. По результатам проводимых ими работ разрабатываются различные программы и методики, формируются новые подходы в обучении орфографической грамотности, зоркости. Основы орфографической зоркости формируются в начальных классах, когда ребенок учится письму и чтению. В то же время результаты письменных работ, а также их анализ указывают на низкий уровень зоркости, что говорит о том, что даже спустя четыре года обучения в начальной школе, орфографическая грамотность не полностью формировалась. Соответственно, делаем выводы о том, что, первостепенная задача учителя – организовать процесс обучения так, чтобы вызвать у детей живой интерес к изучению правил. Первые четыре года обучения в начальной школе необходимо рассматривать как важный этап становления грамотности в целом, уделить максимум внимания на учебный процесс, привлечь все имеющиеся ресурсы на достижение поставленной задачи, цели
Во второй главе данной работы были рассмотрены вопросы не только формирования, но и дальнейшего развития навыков орфографической зоркости. Определив проблему, причины ее возникновения намного легче искать решение. Причины орфографической безграмотности основываются на психологических и физиологических моментах, поэтому опытный, думающий, сопереживающий учитель обязательно будет учитывать все особенности. Цели и принципы формирования орфографической зоркости, рассмотренные в работе, позволяют оформить определенные границы для дальнейшей работы, то есть становятся базой. Цель исследования заключалась в определении причин проблемы и в поиске ее решения, что было рассмотрено и представлено. Как и в другой любой работе, перед началом важно определить фронт последующей работы, то есть провести диагностику имеющихся знаний, определить их уровень и качество. От результата диагностики зависит направление работы, пути решения поставленных задач. В данной работе предоставлены анализ и конкретизация как понятия орфографической грамотности, в частности, зоркости, так и его составляющих.
В заключении хотелось бы отметить, что поставленные задачи данной работы были выполнены и представлены как в виде теории, так и в виде практических упражнений. Думаю и надеюсь, что данная работа станет хорошим подспорьем в работе учителей-практиков, работающих над проблемой орографической зоркости и позволит повысить качество получаемых знаний по орфографической зоркости.
Читать дальше
1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямов // Начальная школа. -2017 №4-С. 17
2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р. Арутюнов.-М.: Русский язык, 2017-361 с.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2018
4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н. Бакурина // Начальная школа. -2015 - №2-С. 56
5. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 2017.-277 с.
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. -2018 - №4-С. 39
7. А.А. Парные звонкие и глухие согласные/А.А. Бондаренко // Начальная школа. -2015. - №9-С. 78
8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности/С.М. Бондаренко. - М.: Изд. «Знание», 2016
9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся/В.Я. Булохов // Начальная школа. -2016 - №1-С. 90
10. Буркова Т.В. Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В. Буркова // Начальная школа. - 2017. - №11-С. 82
11. Гневэк О.В. Лингводидактические принципы формирования профессионально-орфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов // Интернет-журнал «Мир науки» – 2015 – №3
12. Иванов, С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2017. – 176с.
13. Лапина А.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (5). – С. 24-26
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению :Учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016. – 468 с.
15. О необходимости выделения традиционных написаний при обучении русской орфографии :материалы VII Международной научнопрактической конференции / О.Г. Тереньтьева. – Казань, 2016. – С. 200–202
16. Романова, В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения [Текст] /Л.В. Петленко, В. Ю. Романова. – М.: Вентана - Граф, 2018. – 272с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [сайт]. – Москва, 2016 – 2018гг.
18. https://urok.1sept.ru//ссылка
Читать дальше