Введение 3
1. Общие положения о законодательном процессе 5
1.1. Понятие законодательного процесса 5
1.2. Стадии законодательного процесса 7
2. Акторы законодательного процесса 10
2.1. Парламент как основной актор законодательного процесса 10
2.2. Иные акторы законодательного процесса 18
Заключение 25
Список источников и литературы 28
Читать дальше
В результате проведённого исследования в курсовой работе выяснено, что перечень парламентских и не парламентских акторов законодательного процесса очень многообразен ввиду специфики законодательного процесса в каждом государстве мира, влияющей от политической, экономической, социальной и культурной сфер общества, географического расположения, менталитета народов, населяющих данное государство и иных факторов.
В первой части работы были изучены общие положения законодательного процесса. Путём анализа научной и учебной литературы, а также международных договоров были сделаны следующие выводы.
Законодательный процесс представляет собой чётко структурированный механизм, в котором стадии находятся в иерархически последовательном порядке и разделяются на перечень определённый действий в соответствии со сроками и иными правилами. Процесс в своём понимании может рассматриваться как широком, так и узком смыслах и строится на основе принципов: гуманизма, законности, профессионализма и других. Точного перечня нигде не закреплено, так как у каждого учёного своё мнение по поводу данного вопроса.
В продолжение дискуссии стоит отметить о соотношении понятий “законодательный процесс” и “законотворческий процесс”: точек зрения по этому поводу много, а определений - ещё больше. Чаще всего в доктрине склоняются к тому, что первое понятие является составной частью второго.
Стадия процесса - совокупность действий, которые выполняются последовательно в соответствии с установленными нормами права и способствуют достижению определённого правового результата.
Изучив сущность составных части процесса, можно сказать, что в общем смысле их пять: законодательная инициатива, подготовка проекта, обсуждение проекта, принятие закона и его официальное опубликование. Данный вопрос также является дискуссионным ввиду того, что некоторые учёные считают, что стадий должно быть больше, так как не процессуальные действия учитываются; другие вводят новые формулировки для каждого этапа. Так или иначе, но в Конституции каждого государства также имеются свои определения и особенности. Иными словами, в разных странах нормотворческий процесс имеет свои особенности на тех или иных стадиях принятия правовых норм, но в то же время во всех странах есть одни общий момент в процессе принятия закона. Этот момент состоит в том, что вся законотворческая деятельность во всех странах регулируется и определяется основным законом данной страны.
Во второй части работы были изучены особенности парламентских и непарламентских акторов законодательного процесса. Путём анализа нормативных правовых актов различных государств были сделаны следующие выводы.
Проведённый анализ особенностей статуса акторов законодательного процесса проходит путём изучения положений Конституций государств - ведь данный закон обладает высшей юридической силой, и можно заметить, что в каждой из проанализированных нормативных правовых актов подробно урегулированы стадии процесса в отдельных статьях с учётом решения спорных вопросов, в том числе при полном или частичном отказе актора, его роспуске.
Парламент как особый актор, прежде всего, обладает законодательной инициативой. В каждом государстве понятие о нём различно, что подтверждается приведёнными статьями и примечаниями по поводу особенностей формы правления государства, хотя это далеко не единственный фактор, влияющий на всё правотворчество в целом.
Не во всех Конституциях закреплено про законодательную инициативу органов судебной власти, хотя она явно присутствует. К примеру, во всех странах англо - саксонской семьи с большим предпочтением относятся к материалам судебной практики и судебным прецедентам, нежели к законодательству - поэтому оно кодифицировано только у США.
Важным моментом в данной теме является то, что само государство тоже является актором, помимо огромного перечня должностных лиц с каждой ветви государственной власти. Государство как отдельный “живой организм” активно участвует в международных отношениях.
Также чрезвычайно важны положения о взаимодействии всех трёх ветвей государственной власти, о правах органов местного самоуправления и народа как актора процесса.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Constitution of Bosnia and Herzegovina // Ustavni sud Bosne i Hercegovine [Elektronički resurs]. - URL: https://www.ustavnisud.ba/
2. Constitution du 4 octobre 1958 // site du Сonseil constitutionnel de la République Française au 19 août 2009 [Ressource électronique]. - URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/sites/default/files/as/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf
3. The Constitution of Japan // Prime Ministers office of Japan [Electronic resource]. - URL: https://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.html
4. Constitution of the People's Republic of China // The state council the People's Republic of China [Electronic resource]. - URL: https://english.www.gov.cn/archive/lawsregulations/201911/20/content_WS5ed8856ec6d0b3f0e9499913.html
5. Constitution of The United States // The state Constitution annotated [Electronic resource]. - URL: https://constitution.congress.gov/
6. Constitution of the Principality of Liechtenstein // Legal Library constituteproject.org [Electronic resource]. - URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Liechtenstein_2011?lang=en
7. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland // offizielle Website Deutscher Bundestag [elektronische Ressource]. - URL: http://legalns.com/download/books/cons/germany.pdf
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/3f8c850abc4dc2ba4207acc563b176d93bdcf5f7/
9. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Российская газета. - 1994. - 111. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3859/
10. О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Российская газета. - 1999. - № 130. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3637/99eae153bcd3b67cb156b588417fe0ca857b5e0f/
Научная и учебная литература
11. Бекежанова, А.Р. Законодательный процесс в парламенте / А. Р. Бекежанова // Символ науки. - 2022. - №4-2. - С. 64 - 67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnyy-protsess-v-parlamente
12. Бишенова, М. М. Понятие законодательного процесса / М. М. Бишенова, А. Б. Ширитов // Вестник экспертного совета. - 2020. - № 4 (23). - С. 70 - 75. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44509498
13. Борлакова, А. В. Функции законодательного органа власти / А. В. Борлакова // Вестник экспертного совета. - 2022. - № 2 (29). - С. 69 - 73. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50053349
14. Волков, А. В. Соотношение понятий законотворческий процесс и законодательный процесс / А. В. Волков // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - 25-10 (49). - С. 64 - 65. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41522589
15. Дверник,О.В. Законодательная инициатива как основополагающая стадия федерального законотворческого процесса / О. В. Дверник // Аллея науки. - 2022. - № 10 (73). - С. 444 - 449. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50194910
16. Зяблова, Т. Е. О действиях и операциях по подготовке законопроектов / Т. Е. Зяблова // Colloquium-journal. 2019. - №26 (50). - С. 212 - 214. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-deystviyah-i-operatsiyah-po-podgotovke-zakonoproektov
17. Кашапов, В. Р. Законодательный процесс: понятие, участники / В. Р. Кашапов, И. А. Кузнецов // Столица науки. - 2020. - № 6 (23). - С. 173 - 177. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43780326
18. Панков, В. А. Классификация принципов законодательного процесса в юридической науке / В. А. Панков // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 10 (50). - С. 90 - 95. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44216894
19. Панков, В. А. Понятие законодательного процесса в отечественной юридической мысли / В. А. Панков // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 9 (49). - С. 135 - 140. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44326066
20. Панков, В. А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России / В. А. Панков // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 12 - 52. - С. 296 - 301. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44497972
Читать дальше