Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу системы мерчандайзинга в розничных магазинах «Детский мир». Можно отметить, что конкуренция на современно рынке растет, несмотря на введенные санкции и уход большинства компаний с российского рынка. Каждое предприятие стремится к увеличению прибыли через различные средства, в том числе используя инструменты мерчандайзинга. С каждым годом растет количество исследований в данной области, поэтому интерес к рационализации выкладки товаров и повышении эффективности использования торговых помещений растет.
Предприниматели ищут доступные и современные способы и возможности управления поведением и желаниями потребителей, которые посетили их магазины. Появляются различные направления мерчандайзинга: визуальный, визитный, стационарный, краудсорс, технический и т.д. С помощью таких приемов можно организовать размещение товаров таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя и задержать его в помещении подольше.
Все чаще используются современными организациями инструменты визуального мерчандайзинга, к которым относятся план этажа, цветовая палитра, трехмерные дисплеи, равномерное расположение продуктов и баннеров. Использование визуального мерчандайзинга при продвижении товаров через Интернет предполагает применение различных видео, GIF-файлов, специальных элементов для подсвечивания или выделения определенных функций или преимуществ продукта.
Цифровизация и сервисизация – это тенденции, которые подталкивают организации к совместной практике, чтобы предлагать инновационные предложения, чтобы угодить клиентам, которые привыкли к растущим стандартам качества, комфорта и персонализации. В этих совместных практиках участвуют фирмы, клиенты, партнеры и другие заинтересованные стороны, которые совместно создают ценность и внедряют инновационные услуги для улучшения качества обслуживания. В этом контексте сотрудничество определяется как участники, работающие вместе над созданием услуги или, например, посредством системы управления жалобами, чтобы гарантировать, что партнеры остаются лояльными друг другу, поскольку это основано на взаимном доверии и, таким образом, имеет более глубокие корни. чем сотрудничать друг с другом. Растущая оцифровка этих взаимодействий предлагает возможности для улучшения отношений между участниками. Улучшение взаимодействия, а также соответствующий опыт обслуживания, конкурентные преимущества и длительное сотрудничество устанавливаются и развиваются с течением времени, что должным образом необходимо для привлечения и привязки участников к экосистеме. В этом контексте цифровые платформы были определены как наиболее подходящие для содействия совместному созданию и инновациям в сфере услуг в экосистемах услуг .
Известно, что мерчандайзинг трудно оптимизировать во всех его многочисленных аспектах, особенно в нынешних условиях. Около 97 % руководителей современных компаний ожидают, что в 2023 году себестоимость проданных товаров, а также коммерческие, общие и административные расходы вырастут, что подстегивает аппетит всей отрасли к упрощению ассортимента и управлению расходами. Для многих руководителей эта тенденция отражает их долгосрочное мышление. В одном из предпандемических опросов McKinsey 98 % руководителей компаний, специализирующихся на реализации детских товаров, заявили, что для них приоритетом является улучшение процессов выхода на рынок и мерчандайзинга. Постпандемическая обстановка укрепила эти взгляды. Одним словом, лучшие в своем классе возможности мерчандайзинга тесно связаны с преимуществами бизнеса в сознании лидеров отрасли.
Учитывая текущую экономическую ситуацию и беспрецедентную неопределенность, с которой сталкиваются компании, необходимость правильно организовать мерчандайзинг еще более актуальна, чем обычно. По этой причине многие компании ищут новые подходы к повышению эффективности, а многие пополняют свой арсенал передовыми цифровыми инструментами. В 2021 году 58 % руководителей компаний индустрии моды заявили, что планирование ассортимента является ключевой областью для расширения использования данных и аналитики.
Во всей отрасли заметны шесть изменений в модели мерчандайзинга, которые открывают перед лицами, принимающими решения, широкие возможности. Если они смогут оптимизировать свою деятельность по мерчандайзингу, чтобы реагировать на эти изменения, они, скорее всего, создадут игровой план, который поможет им ориентироваться в сложных экономических условиях и настроить свой бизнес на рост .
В период экономической неопределенности лучше меньше, да лучше. Поскольку инфляция на многих рынках достигла 40-летнего максимума, стоимость ведения бизнеса в нише детских товаров стремительно растет. В периоды экономической неопределенности производителям срочно необходимо внедрять более экономичные бизнес-модели, чтобы каждый заработанный и сэкономленный рубль оборачивался как можно быстрее.
Потребители требуют новизны и повествования. В течение последних циклов продаж жизненный цикл продуктов сократился, что повышает ценность новизны. Потребители хотят, чтобы компании передавали четкую историю бренда и оказывали положительное влияние на общество. Чтобы отреагировать на это, компании должны обеспечить тесное и раннее межфункциональное согласование своих планов выхода на рынок.
Устойчивое развитие становится все более актуальным. Меняющиеся взгляды потребителей стимулируют изменения, а намерения регулирующих органов ужесточаются, требуя от отрасли навести порядок в своей деятельности. В ответ на это компаниям необходимо сокращать количество отходов, отдавать предпочтение экологичным материалам, разрабатывать дизайн с учетом принципа циркулярности и обеспечивать устойчивую и оперативную цепочку поставок.
Динамика каналов сбыта продолжает развиваться. Во время пандемии наблюдался беспрецедентный рост электронной коммерции, и многие бренды перешли на модели «прямого контакта с потребителем». Однако сейчас наступает новая реальность. Чтобы расти, компаниям, скорее всего, придется диверсифицировать свои каналы, включая оптовые продажи и сторонние торговые площадки, наряду с прямым контактом. Так, в данной работе анализировалась стратегия развития ПАО «Детский мир», которая предполагает дальнейшую цифровизацию бизнеса и развитие системы торговли через «доставку до двери».
Как уже отмечалось, в розничных магазинах сети «Детский мир» активно применяется правило «злотого треугольника» и выкладка товаров системы «решетка» с дополнением раскладки на специальных «островках» для реализации товаров, покупаемых импульсивно.
Данные и аналитика стали необходимостью. Цифровые технологии являются надежным фактором повышения эффективности, но ключевым моментом является отказ от силосного подхода. Интегрированные цифровые решения позволяют ускорить время выхода на рынок, увеличить количество продаж по полной цене и снизить производственные затраты. Они поддерживают стратегию ценообразования и промоакций, а также позволяют планировать и оптимизировать ассортимент.
Нехватка талантов оказывает давление на операционную модель. Война за таланты делает хорошо отлаженную операционную модель мерчандайзинга приоритетной. Необходимость действовать очевидна: от определения роли продавца как интересной и важной для бизнеса роли до поиска правильного баланса между основными навыками мерчандайзинга и функциями горизонтального совершенствования.
В условиях неопределенности в краткосрочной и среднесрочной перспективе, когда доходы и маржа продолжают расти, перед лицами, принимающими решения, встает необходимость и возможность оптимизировать свои модели мерчандайзинга и выхода на рынок. Эффективная реализация этих мер позволит повысить вовлеченность клиентов и создать более эффективные и результативные операции. Здесь мы собрали девять действий, отражающих приоритеты некоторых ведущих компаний отрасли, которые стремятся извлечь выгоду из шести выделенных нами изменений.
Важными приоритетами в развитии компании должны стать: сегментация календаря выхода на рынок, адаптация модели поиска поставщиков, чистая маржа, расширение масштабов тестирования и повторных продаж, стратегия клиринга запасов, обеспечение устойчивого развития. Компании, которые смогут внедрить эти стратегические приоритеты в соответствии со своими уникальными условиями, скорее всего, добьются наибольшего прогресса в адаптации своих бизнес-моделей к вызовам текущей среды. Более того, наиболее успешные из них будут использовать эти подходы для внедрения более гибкой системы мерчандайзинга, которая позволит не только справиться со спадом, но и эффективно отреагировать на будущее возобновление роста.