Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения детей с интеллектуальным недоразвитием старшего дошкольного возраста 5
1.1. Проблема агрессивности у детей дошкольного возраста в психологической литературе 5
1.2.Особенности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием 11
Глава 2. Изучение агрессивности и методы его коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием старшего дошкольного возраста 19
2.1. Организация исследования и анализ результатов 19
2.2. Программа коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием 25
Заключение 33
Список литературы 34
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить, что изучение и предупреждение агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием является актуальной проблемой специальной психологии.
Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и расценивать поведение другого человека как враждебное. Причинами агрессивности в детском возрасте могут быть физические наказания со стороны родителей, а также недостаток внимания родителей к ребенку, компенсировать которое они стараются с помощью агрессивных действий.
Интеллектуальное недоразвитие – это стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате органического поражения головного мозга. У таких детей наблюдаются выраженные особенности развития, которые оказывают влияние на их поведение. Оно характеризуется нарушением целенаправленности, узостью мотивации, неустойчивостью, неумением планировать свою деятельность и предвидеть ее результат, недостаточным пониманием словесной инструкции, низкой произвольностью внимания, частичным пониманием инструкции.
На основании полученных результатов диагностики старших дошкольников с интеллектуальным недоразвитием была предложена программа коррекции агрессивного поведения средствами арт-терапии, с помощью которой детям возможно формировать и закреплять навыки контроля за своими эмоциями и чувствами и вырабатывать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
.Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Просвещение, 2019. – 512 с.
2.Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 1. - С. 71-75.
3.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/leonard-berkovic (дата обращения 03.06.2023).
4.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
5.Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2017. - 672 с.
6.Вайткявичене А., Кучинскене Р.О новых возможностях «арт-терапии» //Вестник практической психологии образования. - 2019. - №3. – C. 67-73.
7.Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
8.Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2020. – 280 с.
9.Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева; под ред. Т. О. Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 486 с.
10.Заостровцева М. Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: пособие / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. – М.: Сфера, 2021. – 112 с.
11.Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
12.Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 03.06.2023).
13.Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
14.Поспишиль К. Особенности агрессивного поведения детей с легкой степенью умственной отсталости [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
15.Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2015. — 304 с
16.Сельченок К.В. Психология человеческой агрессии / К.В. Сельченек – М.: АСТ, 2017. – 143 с.
17.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
18.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 03.06.2023).
19.Шестакова Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. – 2018. - № 1. – С. 211-225.
Читать дальше