ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………….……………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ…………………………….…………..5
1.1. Определение, признаки и виды экспериментов в естествознании и педагогике……………………………………………………………..……………5
1.2. Теоретико-методологические основы эксперимента………..………………9
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………..………….…...14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ……………………..……………….…16
2.1. Особенности эксперимента в естествознании и педагогике………………………………………..………………………………..16
2.2. Сравнительная характеристика эксперимента в естествознании и педагогике……………………………………..…..………………………………19
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ …………………………….……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………………….….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….………………….…….26
Читать дальше
В ходе проведенной курсовой работы были выявлены общие и особенные черты эксперимента в педагогике и естествознании.
При изучении эксперимента в педагогике было отмечено, что этот метод широко используется для проверки эффективности различных методик и подходов к обучению. Для успешного проведения эксперимента в педагогике необходимо учитывать специфику объекта исследования, такую как возраст и особенности познавательной деятельности учащихся. Важным является также компонент социальной значимости эксперимента, который помогает определить его прикладную значимость.
Современные научные исследования также используют различные виды экспериментов, такие как полевые эксперименты, лабораторные эксперименты, наблюдательные эксперименты, корреляционные и экспериментальные исследования. Каждый вид эксперимента имеет свои преимущества и ограничения, которые учитываются при выборе метода исследования.
Эксперимент в естествознании служит для проверки закономерностей природных процессов, а также для разработки новых методов междисциплинарных исследований. В этой области эксперимент требует строгого контроля над воздействующими факторами, а полученные результаты должны быть повторяемыми и достоверными.
Таким образом, эксперименты в педагогике и естествознании имеют свои особенности и требуют учета специфики объектов исследования. Несмотря на это, общее значение эксперимента в обеих областях состоит в возможности получения новых знаний и разработке эффективных методов и подходов.
Изучение эксперимента как способа исследования является актуальным в свете необходимости получения достоверных результатов и выводов. Эксперимент позволяет изучать причинно-следственные связи между переменными и проверять гипотезы, что является основой научного подхода. В различных областях знания, таких как естествознание, педагогика, медицина и другие, эксперименты используются для изучения различных явлений и разработки новых методов и технологий. Поэтому знание основных этапов проведения эксперимента и умение правильно анализировать полученные данные являются важными навыками для специалистов в различных областях науки и практики.Важно отметить, что эксперименты должны быть проведены с соблюдением этических принципов и защиты прав участников эксперимента.
В заключении следует отметить, что эксперимент является одним из наиболее эффективных методов исследования в педагогике и естествознании. Он позволяет проверять гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а также определять эффективность различных методов и подходов. Однако при проведении эксперимента необходимо соблюдать все его принципы и учитывать особенности объектов исследования для получения достоверных результатов.
Читать дальше
1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. – М., 2004. –314 с.
2. Бабанский, Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1998. – 239 с.
3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 320 c.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2009.– 207 с.
5. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика: Проблемы и методы. Душевное развитие. Умственное утомление. / Э. Клапаред. - М.: Изд. ЛКИ, 2007. - 168 c.
6. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
7. Клепиков, Н. П. Анализ и планирование экспериментов методом максимума правдоподобия / Н. П. Клепиков, С. Н. Соколов. - М.: Наука, 1964.- 181 с.
8. Монтгомери, Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных / Д.К. Монтгомери. - М.: [не указано], 2019. - 830 c.
9. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336с.
10. Новиков. А. М. Экспериментально-исследовательская деятельность различные аспекты // Дополнительное образование- 2009. –246 с.
11. Самыгин С. И. Концепции современного естествознания; под общей редакцией С. И. Самыгина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003 (Курск : ФГУИПП Курск). - 344, [6] с.; 17 см. - (Серия "Высший балл").
12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю /М.Н. Скаткин.-Москва: Педагогика, 2006. 152 с.
13. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2017. – С. 93 – 110.
14. Финни, Д. Введение в теорию планирования экспериментов / Д. Финни. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2019. - 300 c.
15. Яблонский, А.И. Модели и методы исследования науки / А.И. Яблонский. - Москва: Высшая школа, 2020. - 419 c.
16. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 447 с. — (Мыслители XX века).
Читать дальше