ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 5 1.1. Понятие композиции и формальной композиции 5 1.2. Законы Формальной композиции. 9 1.3. Приемы Формальной композиции 11 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 18 2.1. Варвара Степанова и ее творчество 18 2.2. Анализ средств в формальной композиции на примере творчества В. Ф. Степановой 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Выразительные возможности формальной композиции

курсовая работа
Дизайн
32 страниц
56% уникальность
2023 год
37 просмотров
.
Эксперт по предмету «Композиция»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 5 1.1. Понятие композиции и формальной композиции 5 1.2. Законы Формальной композиции. 9 1.3. Приемы Формальной композиции 11 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 18 2.1. Варвара Степанова и ее творчество 18 2.2. Анализ средств в формальной композиции на примере творчества В. Ф. Степановой 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Читать дальше
Графика - мощное средство коммуникации. Художник, создавая произведение искусства, прилагает свою энергию к выражению собственной или заданной позиции, концепции, философии через объекты реальные или вымышленные средствами графики. Формальные средства графической композиции имеют свои изобразительные и выразительные возможности. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, дизайнеров, поскольку их профессиональная деятельность требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Стоит отметить, что композиция присуща любым направлениям искусства, какое бы не рассматривалось. Так например, можно рассуждать о композиции какого-либо города, можно изучать композицию отдельного архитектурного здания или строения, композиция встречается и в музыке или романсе, можно говорить о композиции какого-либо романа, либо лирического стихотворения.


Хотите заказать преддипломный отчет ? Заходите на сайт Work5 и доверьте его выполнение профессионалам.


Именно поэтому знание основ композиции существенно влияет на развитие любой творческой личности. Такие знания и навыки формируют основу базовой грамотности, которая необходима любому художнику или же дизайнеру в его самостоятельной профессиональной работе. Под формальной композицией принято понимать нечто абстрактное, строящееся на абстрактных же элементах. Такими элементами могут выступать точка, линия, пятно или цвет. Основная концептуальная идея формальной композиции была заложена в начале XX века двумя архитектурно-направленными школами «БАУХАУЗ» и «ВХУТЕМАС» (Советская Россия). Они явились родоначальниками мирового дизайна, впоследствии ставшие основой формирования современных дизайнеров и архитекторов. Знание принципов и закономерностей построения формальной композиции способствует дальнейшей успешной работе художников, помогает в поисках оптимальных решений, функциональных, технических, а главное идейно- художественных задач, поэтому данная тема является актуальной. Цель работы: изучение выразительных возможностей формальной композиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  определить понятие композиции и принципы ее построения,  определить понятие формальной композиции и ее особенности,  изучить законы и приемы формальной композиции,  рассмотреть выразительные возможности формальной композиции на примере графики В. Ф. Степановой. Предмет исследования композиция, объект исследования использование выразительных возможностей формальной композиции. В работе используются следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сводка. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Итак, художественная композиция – это прежде всего связное и целостное изображение в любой системе ясно воспринимаемых отношений. Построить композицию значит установить отношения величин, объема и пространства, тональности и цвета. Исходя из этого, можно сказать, что композиционное мышление опирается на способности художника изображать что-либо по отдельности, а также связывать и соотносить все единичные элементы в целое. Формальная композиция является одним из видов композиции, но здесь элементами выступают абстрактные элементы, и задача связать их в единое целое соотнеся со смыслом является более многошаговой. Известные художники также обращались к формальной композиции. К примеру, абстрактная живопись Кандинского, Малевича , Миро, Степановой – тоже есть пример формальной композиции. При этом, в ней заложена большая эмоциональная сила, но не как в ином искусстве предметностью или повествовательностью, а взаимным расположением и формой абстрактных элементов, цветовых пятен, их ритмом. Так средства формальной композиции и даже терминология художниками использовалась и ранее. Художники интуитивно поняли эстетику формальной композиции ещё во времена далёкой классики. Когда Кандинскому пришла в голову мысль о необязательности предметной основы картины, это стало лишь логическим завершением мысли, уже обретшей свои очертания в головах и других художников. Кандинский осмелился сделать то, что до него никто не решался – сохранив формальные признаки композиции, убрать из картины предметность и рассказ. При этом оказалось, что ни о чём не говорящая картина оказалась весьма жизнеспособной. Супрематизм оказал большое значение, для становления формальной композиции в искусстве начала ХХ века. Супрематизм переводится с латинского – высший, превосходный, это есть разновидность геометрического абстракционизма. Название направлению дал его основоположник К.С. Малевичем в 1913г. Так оперируя комбинацией простейших геометрических фигур можно получить бесконечное множество композиций на разные ассоциации. Такие композиции интересно создавать, меняя лишь формат, фигуры, цвет, в конечном итоге добиваясь выражения заданной идеи. Отметим также, что формальная или беспредметная композиция, должна подчиняться трем основным признакам: целостность, подчинение второстепенного – главному и уравновешенность. Так если удалось создать изображение, которое целиком охватывается взглядом, как единое целое, а не распадается на отдельные части, то достигнута целостность. Причем это не единый кусок, но все элементы композиции притягиваются друг к другу или связаны деталями. Можно сказать, что целостность есть некое внутреннее единство композиции. Подчинённость второстепенного главному или иначе наличие доминанты в композиции предполагает, что есть некая главная деталь композиции («король») и окружающая их «свита». Главный элемент композиции как правило сразу привлекает внимание первым (большое яркое пятно, или светлое, тёмное). Именно подчинены все остальные второстепенные элементы, призванные оттенять или выделить или направить взгляд к главному. Доминанта есть смысловой центр композиции, при этом он не обязательно должен быть в центре физическом. Уравновешенность по определению связано с симметрией, но не всякая композиция является симметричной. Как раза о такой уравновешенности и стоит говорить больше. Та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где всё строится по принципу художественной интуиции. Причем уравновесить композицию может лишь один единственный элемент поставленный в правильном месте, а как раз выбор этого места является наиболее сложной задачей. Таким образом. В работе были рассмотрены понятия композиции, формальной композиции, принципы и приемы, а также их применение в работах художников. 
Читать дальше
1. Библов А. П. Основы формальной композиции: Учебное пособие. Владимир: ВГПУ, 2006. — 81 с. 2. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Изобразительное искусство, 2004. – 119 с. 3. Гордон Ю.М. О языке композиции. - М.: Издательство: Студия Артемия Лебедева, 2021. – 208 с. 4. Иоханнес Иттен. Искусство формы. - М.: Д. Аронов, 2018. – 136 с. 5. Кандинский В. Точка и линия на плоскости.- СПб.: Азбука, 2001. – 191 с. 6. Лебедко В. К. Рисунок и композиция // Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М.: Прометей, 2013. -С. 65-73. 7. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие. - М.: Изобразительное искусство, 2015. - 125с. 8. Коваленко Г. Ф. Амазонки авангарда. - М.: Наука, 2001. - 339 с. 9. Куно Н. Сочетание цветов на практике. - М.: Попурри, 2020. – 304 с. 10. Родченко А. В. Степанова. Мастера советского книжного искусства. М.: Книга, 1989. - 159 с. 11. Лаврентьев А. Н. Варвара Степанова. М.: Русский авангард, 2009. - 252 с. 12. Лаврентьев А. Н. Феномен «Книги художника» как единство слова, графики и личности художника // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 84-92. 13. Ленсу Я.Ю. Экспертиза проектов дизайна. Учебное пособие. // М.: Вышэйшая школа, 2022 . – 128 c. 14. Панова Н. Г. Плоскостная колористическая композиция. – М.: БуксМАрт, 2022. – 160 с. 15. Прохорова Л. П., Аникеева Е. С. Визуальная поэзия как особый жанр // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 169-174. 16. Савинов А. М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров // [Электронный ресурс] Концепт, 2014. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14571.htm. 17. Сахно И. М. «Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 1 (3). С. 52-62. 18. Сен-Клер К. Тайная жизнь цвета. – СПб.: Бомбора, 2020. – 320 с. 19. Степанова В. Ф. Человек не может жить без чуда: письма, поэтические опыты, записки художницы / под ред. О. В. Мельникова; вступ. ст. А. Н. Лаврентьева. - М.: Сфера, 1994. - 303 с. 20. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. - СПб.: Питер, 2022. -256 с. 21. Желондиевская Л. В. Формальные изобразительные средства графической композиции. // [Электронный ресурс] Вестник Оренбургского государственного университета, 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formalnye-izobrazitelnye-sredstva-graficheskoy-kompozitsii 22. Куклина М. А. Композиционные задачи в учебном рисунке // [Электронный ресурс]. Концепт, 2015. Режим доступа:: http://e-koncept.ru/2015/75253.htm. 23. Лаврентьев А. Графика визуальной поэзии в творчестве Варвары Степановой [Электронный ресурс] Режим доступа: http://visualpoetry. ru/arc/2006_1/lavrentev.html 24. Мирхасанов Р.Ф. Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами Государственного специализированного института искусств. // [Электронный ресурс] Педагогика и психология образования, 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-kursa-formalnaya-kompozitsiya-i-abstragirovanie-studentami-gosudarstvennogo-spetsializirovannogo-instituta-iskusstv 25. Пивоварова Н.А. Синтез вербальных и визуальных средств в формальной композиции (на примере цветописной графики В. Ф. Степановой) // [Электронный ресурс] Манускрипт, 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-verbalnyh-i-vizualnyh-sredstv-v-formalnoy-kompozitsii-na-primere-tsvetopisnoy-grafiki-v-f-stepanovoy 26. Сайт Monoskop. Варвара Степанова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monoskop.org/Varvara_Stepanova. 27. Формальная композиция. Законы и приемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solla.site/composition/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблема продовольственной безопасности Индии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
3. Экономика производства продукции растениеводства
Количество страниц:
10
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image