Итак, художественная композиция – это прежде всего связное и целостное изображение в любой системе ясно воспринимаемых отношений. Построить композицию значит установить отношения величин, объема и пространства, тональности и цвета. Исходя из этого, можно сказать, что композиционное мышление опирается на способности художника изображать что-либо по отдельности, а также связывать и соотносить все единичные элементы в целое.
Формальная композиция является одним из видов композиции, но здесь элементами выступают абстрактные элементы, и задача связать их в единое целое соотнеся со смыслом является более многошаговой. Известные художники также обращались к формальной композиции.
К примеру, абстрактная живопись Кандинского, Малевича , Миро, Степановой – тоже есть пример формальной композиции. При этом, в ней заложена большая эмоциональная сила, но не как в ином искусстве предметностью или повествовательностью, а взаимным расположением и формой абстрактных элементов, цветовых пятен, их ритмом. Так средства формальной композиции и даже терминология художниками использовалась и ранее. Художники интуитивно поняли эстетику формальной композиции ещё во времена далёкой классики. Когда Кандинскому пришла в голову мысль о необязательности предметной основы картины, это стало лишь логическим завершением мысли, уже обретшей свои очертания в головах и других художников. Кандинский осмелился сделать то, что до него никто не решался – сохранив формальные признаки композиции, убрать из картины предметность и рассказ. При этом оказалось, что ни о чём не говорящая картина оказалась весьма жизнеспособной. Супрематизм оказал большое значение, для становления формальной композиции в искусстве начала ХХ века. Супрематизм переводится с латинского – высший, превосходный, это есть разновидность геометрического абстракционизма. Название направлению дал его основоположник К.С. Малевичем в 1913г.
Так оперируя комбинацией простейших геометрических фигур можно получить бесконечное множество композиций на разные ассоциации. Такие композиции интересно создавать, меняя лишь формат, фигуры, цвет, в конечном итоге добиваясь выражения заданной идеи.
Отметим также, что формальная или беспредметная композиция, должна подчиняться трем основным признакам: целостность, подчинение второстепенного – главному и уравновешенность.
Так если удалось создать изображение, которое целиком охватывается взглядом, как единое целое, а не распадается на отдельные части, то достигнута целостность. Причем это не единый кусок, но все элементы композиции притягиваются друг к другу или связаны деталями. Можно сказать, что целостность есть некое внутреннее единство композиции.
Подчинённость второстепенного главному или иначе наличие доминанты в композиции предполагает, что есть некая главная деталь композиции («король») и окружающая их «свита». Главный элемент композиции как правило сразу привлекает внимание первым (большое яркое пятно, или светлое, тёмное). Именно подчинены все остальные второстепенные элементы, призванные оттенять или выделить или направить взгляд к главному. Доминанта есть смысловой центр композиции, при этом он не обязательно должен быть в центре физическом.
Уравновешенность по определению связано с симметрией, но не всякая композиция является симметричной. Как раза о такой уравновешенности и стоит говорить больше. Та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где всё строится по принципу художественной интуиции. Причем уравновесить композицию может лишь один единственный элемент поставленный в правильном месте, а как раз выбор этого места является наиболее сложной задачей.
Таким образом. В работе были рассмотрены понятия композиции, формальной композиции, принципы и приемы, а также их применение в работах художников.