ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА "Я" ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Подходы к изучению образа "Я" в социологии 5
1.2. Понятие социологического статуса и его значение для формирования образа "Я" подростков 8
1.3. Влияние социальной среды на формирование образа "Я" подростков 9
ГЛАВА 2. ОБРАЗ "Я" ПОДРОСТКОВ С НИЗКИМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 12
2.1. Характеристики подростков с низким социологическим статусом 12
2.2. Особенности формирования образа "Я" у подростков с низким социологическим статусом 13
2.3. Влияние социального окружения на формирование образа "Я" у подростков с низким социологическим статусом 15
ГЛАВА 3. ОБРАЗ "Я" ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 17
3.1. Характеристики подростков с высоким социологическим статусом 17
3.2. Особенности формирования образа "Я" у подростков с высоким социологическим статусом 18
3.3. Влияние социального окружения на формирование образа "Я" у подростков с высоким социологическим статусом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Читать дальше
В данной курсовой работе было исследовано влияние социального окружения на формирование образа "Я" у подростков с высоким и низким социологическим статусом. Целью исследования было выяснить особенности и различия в процессе формирования образа "Я" у данных групп подростков.
В ходе работы были выполнены следующие задачи: изучены различные теоретические подходы к изучению образа "Я" в социологии, рассмотрено понятие социологического статуса и его значение для формирования образа "Я" подростков, проанализировано влияние социальной среды на формирование образа "Я" подростков, а также рассмотрены характеристики подростков с высоким и низким социологическим статусом.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социальное окружение играет значительную роль в формировании образа "Я" у подростков с высоким и низким социологическим статусом. Влияние социального окружения проявляется через модели поведения, ценностные ориентации, семейные и школьные факторы, групповую принадлежность и социальные связи.
2. Подростки с низким социологическим статусом часто испытывают негативное воздействие социальной среды. Они могут сталкиваться с ограниченными возможностями, низкой самооценкой, социальной изоляцией и несоответствием ожиданиям окружающих.
3. Подростки с высоким социологическим статусом, напротив, обладают лучшими условиями для формирования образа "Я". Они обычно имеют более высокую самооценку, больше социальной поддержки и доступ к ресурсам, что способствует положительному развитию личности.
4. Особенности формирования образа "Я" у подростков с высоким и низким социологическим статусом могут проявляться в разных аспектах, включая самоидентификацию, ценностные ориентации, социальные роли, адаптацию к социальной среде и формирование связей с другими людьми.
Результаты исследования имеют практическую значимость для работы с подростками. Они могут быть использованы при разработке программ и мероприятий, направленных на поддержку подростков с низким социологическим статусом и создание благоприятного социального окружения. Помимо этого, результаты исследования могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в данной области.
Однако следует отметить некоторые ограничения данной работы. В исследовании использовались методы наблюдения и опроса, что может влиять на достоверность полученных результатов. Кроме того, образец подростков был ограничен и не является полностью представительным для всех социальных контекстов.
Тем не менее, данная работа позволяет лучше понять процесс формирования образа "Я" у подростков с высоким и низким социологическим статусом и выделить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на этот процесс. В дальнейшем, на основе полученных результатов, можно разработать более целенаправленные и эффективные подходы к поддержке подростков и созданию условий для их полноценного развития.
Таким образом, исследование подтверждает важность учета социального окружения при изучении формирования образа "Я" у подростков с высоким и низким социологическим статусом и подчеркивает необходимость создания поддерживающей среды для развития каждой индивидуальности в соответствии с ее потребностями и возможностями.
Читать дальше
1. Александрова Ю. Ю., Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. СТАТУСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ //Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2019. – №. 3. – С. 64-77.
2. Беляева О. А. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС РЕБЕНОК-ИНВАЛИД //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 317-321.
3. Головешкин И. Д., Головешкина Н. В., Сироткина Л. Ф. САМООТНОШЕНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ //Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях. – 2019. – С. 75-78.
4. Грашина О. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ" ОБРАЗА Я" У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ //Научное отражение. – 2018. – №. 4. – С. 29-31.
5. Данилова А. Н. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ЕЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА //Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 6. – С. 95.
6. Игнатьева А. А. ГОТИКА." КУЛЬТУРА" СУБКУЛЬТУРЫ //Социология сегодня. – 2018. – С. 35-39.
7. Никитин В. Н. СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗОМ" Я" В ПОДРОСТКОВОМ СОЗНАНИИ //Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2019. – №. 31. – С. 13-13.
8. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11. – №. 1 (41). – С. 35-45.
9. Полюшкевич О. А. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ //Социология. – 2020. – №. 5. – С. 163-176.
10. Скворцова Е. В., Слободчикова Ю. В. ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА //ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА Учредители: Костромской государственный университет. – 2022. – Т. 28. – №. 1. – С. 111-118.
11. Собкин В. С. и др. СЕТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА //Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – №. 3. – С. 119-137.
12. Собкин В. С., Федотова А. В. ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ //Национальный психологический журнал. – 2018. – №. 3 (31). – С. 23-36.
Читать дальше