ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. 6 1.1. Материальные потери культурных учреждений Ленинградской области 6 1.2. Планы возрождения учреждений культуры, формирования кадрового состава 10 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 18 2.1. Расширение сети культурно-просветительных учреждений. 18 2.2. Народное образование. 18 2.3. Организация художественного самодеятельного творчества. 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945-1950-Е ГГ.

курсовая работа
История
30 страниц
82% уникальность
2023 год
4 просмотров
Онипченко А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. 6 1.1. Материальные потери культурных учреждений Ленинградской области 6 1.2. Планы возрождения учреждений культуры, формирования кадрового состава 10 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 18 2.1. Расширение сети культурно-просветительных учреждений. 18 2.2. Народное образование. 18 2.3. Организация художественного самодеятельного творчества. 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
Актуальность. История Великой Отечественной войны до сегодняшнего дня остается объектом научных дискуссий. Быстро развивающиеся в нашей стране общественно-политические процессы обусловливают существенные изменения в историческом сознании народа, в оценке исторических событий прошлого. Битва за Ленинград, как одно из самых длительных и кровопролитных сражений Великой Отечественной и второй мировой войны, представляет собой интерес не только в военно-историческом плане, но и в плане той роли, которую сыграли ученые и творческая интеллигенция в борьбе за сохранение Ленинграда как одного из центров мировой цивилизации. Работники культурных учреждений с первых дней Великой Отечественной войны активно включились в дело обороны страны, в дело помощи армии. Это было частью той громадной работы, которая велась для фронта, это было одним из проявлений морально-патриотического подъема государства. В послевоенные годы в Ленинградской области сферы культуры и образования пребывали в запустении. Перед руководством области стояла непростая задача: повысить уровень образования и культуры в регионе в кратчайшие сроки. Актуальность темы курсовой заключается в том, что развитие образования и культуры Ленинградской области на фоне современного роста уровня образования в стране и регионе представляет существенный интерес для исследователей.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


В работе рассматривается процесс восстановления системы образования и культуры в Ленинградской области в целом. Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного изучения значения Ленинградской области в аспекте культурного развития в 1945-1950-е гг. Объектом исследования является Ленинградская область. Предметом исследования – развитие культуры Ленинградской области в послевоенное время. Цель исследования – выявить основные элементы формирования культурной сферы Ленинградской области в 1945-1950-е гг. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: - осуществить краткий обзор послевоенного состояния культурной сферы Ленинградской области; - раскрыть специфику восстановительных работ данного региона; - дать характеристику конкретным направлениям культурного развития Ленинградской области. Хронологические рамки исследования обозначены послевоенным периодом восстановления экономики и культуры, а именно временным промежутком развития данных направлений в 1945-1950-е гг. Однако используются исследования и военного времени с целью выделения условий восстановительных процессов региона. Территориальные рамки исследования охватывают Ленинградскую область. Историография исследования. Научных комплексных и обобщающих работ по культурному развитию Ленинградской области в 1945-1950-е гг. до настоящего времени не было создано. В Петербурге комплексных исследований по проблемам настоящего исследования до настоящего времени не проводилось. При изучении блокадного времени и периода восстановления города исследователи обычно не уделяют культурным аспектам восстановления области, особенностям послевоенного времени в контексте данной тематики. Источниковая база исследования. В послевоенное десятилетие (1946-1956гг.) появляются книги о деятелях литературы и искусства в годы Отечественной войны, в том числе сборники статей участников героической обороны Ленинграда. Проблемы научной и культурной жизни блокированного города нашли отражение в фундаментальном исследовании A.B. Карасева. В 1962 году было опубликовано первое самостоятельное исследование о работе ленинградских ученых в годы блокады - книга A.B. Кольцова "Ученые Ленинграда в годы блокады". Многие стороны жизни и борьбы жителей осажденного города рассматриваются в пятом томе фундаментального академического исследования "Очерков истории Ленинграда", специально посвященном истории города в период войны и блокады. В нем более полно, чем в ранее указанных исследованиях, показана многогранная научная и культурная жизнь Ленинграда, роль ученых, деятелей литературы и искусства в годы войны. Четыре главы пятой части этого фундаментального труда целиком посвящены вопросам научной и культурной жизни. Авторы, указанных глав, Б.И. Загурский, Г.Л. Соболев, В.Б. Азаров, А.И. Павловский, В.А. Шишкин, используя большой и ценный материал, рассказывают о самоотверженной работе научной и творческой интеллигенции Ленинграда в осажденном городе и в эвакуации. Общие проблемы советской культуры в годы войны исследуются в монографиях Л.В. Максаковой, вышедших в 1965 и 1977 годах. В них затрагиваются и отдельные вопросы деятельности учреждений культуры осажденного Ленинграда. Начавшаяся во второй половине 80-х годов политика гласности создала новые условия для углубленного изучения истории блокады Ленинграда, появлению новых работ на более широкой источниковой базе. В 90-е годы вышел целый ряд новых работ, посвященных истории героической обороны Ленинграда. Они написаны с использованием многих новых документов, в них более обстоятельно и правдиво показана не только героическая, но и трагическая сторона битвы за город, предприняты попытки освободиться от идеологических, стереотипов прошлого, преодолеть односторонность в оценках истории битвы за Ленинград. В 1999 году была издана энциклопедия "Блокада Ленинграда" А.И. Мелуа, которая включает биографии граждан, внесших большой вклад, в том числе, в культурную и научную жизнь Ленинграда в годы блокады. Не менее ценным источником для исследования является опубликованная в 1996 году книга "Университет в блокадном и осажденном Ленинграде 1941 - 1944", в которую вошли новые документы, письма и фотографии о культурной жизни и научной работе. Источниками для исследования являлись также материалы архивных фондов. Это в первую очередь документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб), Центральном государственном архиве историко-политических документов (ЦГАИПД СПб), в архиве Российской Национальной библиотеки (ранее Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Методологическая основа исследования. В качестве методов исследования были использованы общенаучные методы. Анализ и синтез – данные методы прослеживаются по всей работе. Анализ позволил рассмотреть множество исторических работ, а синтез выделить закономерности в их работах и рассмотреть общую картину проблем, изучения событий. Ко второй группе исследований мы можем отнести исторический, проблемно-хронологический, который позволил изучить исторические документы, историческую литературу и справочники, мемуары, также в исследовании наблюдается и источниковедческий анализ. Практическая значимость исследования выражается в возможности использовать эти материалы в деятельности педагогических, образовательно-воспитательных учреждении - в научно-просветительском, учебно-методическом формате, в патриотическом воспитании молодого поколения, в работе региональных музеев, иных заведений и организаций культурно-исторического характера, сфере дополнительного образования и т.д. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, в каждой из которых - два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.

Читать дальше
Таким образом, в ходе Великой отечественной войны был нанесен огромный ущерб сети культурно-просветительных Ленинградской области. Было уничтожено 1340 клубов и изб-читален, 597 библиотек, 53 Дома культуры, 21 музей. За время оккупации на территории Ленинградской областей было полностью уничтожено более 700 школ . Система просвещения была ликвидирована. Были уничтожены дома культуры, библиотеки, избы-читальни, школы и. т. д. Несмотря на упадочное состояние культурной и образовательной сфер на территориях Карельского перешейка в послевоенные годы, руководство и жители Ленинградской области смогли привести учреждения образования и культуры в рабочее состояние, а через десятилетие удалось поднять развитие образования и культуры на значительно новый уровень, что отразило общий социально-экономический рост региона. Вместе с образованием активно развивалась и культура. Стоит отметить, что среди основных аспектов культуры, подлежащих бурному развитию, были возрождение культурно-исторических памятников, а также развитие периодической печати. В целом, по Ленинградской области на момент окончания войны издавалось 45 газет. С этого момента с каждым годом развитие печатной продукции только росло. Культурное развитие подразумевало собой всестороннее развитие личности советского гражданина. В соответствии с этим, областные власти делали все возможное, чтобы привить любовь к чтению у жителей региона. В начале 50-х годов, на территории сельской местности в Ленинградской области функционировало 611 библиотек. На все социально-экономические и политические трудности, которые пережил СССР в 1950-е гг., внимание власти к культурно-просветительной работе среди Ленинградской области населения не ослабевало. В тяжелой экономической ситуации находились деньги и для ремонта домов культуры, клубных учреждений, и для закупки необходимого профессионального инвентаря, и для подготовки кадров работников культпросвета, образования и иных сфер. Безусловно, внимание партийных и советских органов власти к досугу горожанина обуславливалось стремлением через культурно-массовые мероприятия доносить до него идеологические постулаты, но вместе с этим и культурная составляющая была здесь не менее значимой. Она приобщала людей к высоким образцам культуры, давала возможность продуктивно отдохнуть в свободное время.  
Читать дальше
1. Бакланова Т.М. Самодеятельное художественное творчество в СССР. - М., 1986. - 79 с. 2. Баранов Н.В. О плане восстановления Ленинграда // Архитектура и строительство Ленинграда. - 1945. - №1. – 48 с. 3. Бахарева Ю.Ю. Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Бахарева // Манускрипт. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novatorstvo-kak-diskussionnaya-tema-poslevoennogo-vosstanovleniya-leningrada (дата обращения: 27.04.2023). 4. Бениаминов А. Д. Отрывки из фронтовой тетради // Без антракта : актеры города Ленина в годы блокады : [сб.] / сост. В. Я. Меркулова-Маширова [и др.]; предисл. Ю. Толубеева. – Ленинград : Лениздат, 1970. – 354 с. 5. Блокадный дневник. Культура блокадного времени. – Санкт-Петербург: ГМИСПб, 2005. – 39 с. 6. Во главе защиты Советской Родины. Очерк деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1975. - 407 с. 7. Временная инструкция об организации контроля за репертуаром художественной самодеятельности г. Ленинграда // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.). Ф. 105. Оп. 1. Д. 20. 8. Генкин Д. М. Культурно-просветительная работа в развитом социалистическом обществе / Д. М. Генкин // Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание трудящихся / отв. ред. Е. Я. Зазерская. - Л. : ЛГИК, 1977. - 190 с. 9. Евсеева Е.Н. СССР В 1945 - 1953 гг.: экономика, власть и общество [Электронный ресурс] / Е.Н. Евсеева // Новый исторический вестник. 2002. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sssr-v-1945-1953-gg-ekonomika-vlast-i-obschestvo (дата обращения: 28.04.2023). 10. Золотарева М.В., Песчанская Е.А. Особенности развития архитектуры Ленинграда первого послевоенного десятилетия [Электронный ресурс] / М.В. Золотарева, Е.А. Песчанская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-arhitektury-leningrada-pervogo-poslevoennogo-desyatiletiya (дата обращения: 27.04.2023). 11. Иванченко Н.Ю. Деятельность партийных и советских органов Ленинградской области по восстановлению народного хозяйства после снятия немецко-фашистской оккупации [Электронный ресурс] / Н.Ю. Иванченко // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. – 74 с. 12. Иванченко Н.Ю. Материально-бытовые условия жизни гражданского населения Северо-Запада России в послевоенные годы [Электронный ресурс] / Н.Ю. Иванченко // Via in tempore. История. Политология. 2009. №9 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialno-bytovye-usloviya-zhizni-grazhdanskogo-naseleniya-severo-zapada-rossii-v-poslevoennye-gody (дата обращения: 28.04.2023). 13. История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 520 с. 14. КаргинА.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. - М., 1988. - 271 с. 15. Коган А. Я., Лихтин А. А., Зазнобина Н. В. История Санкт-Петербурга. Выборгская сторона. - СПб.: Полигон, 2001. - 559 с. 16. Карельский перешеек - Земля неизведанная. Ч. 5-6: Западный сектор : Койвистоо - Йоханнес [Приморск - Советский] / сост. и пер. Е. А. Балашов. – 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Нива, 2008. – 142 с. 17. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие для культ.-просвет. фак. ин-тов культуры / Под ред. Т. А. Ремизовой. - Москва: Просвещение, 1974. - 272 с. 18. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны: сб. архив. докум. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2015. – 224 с. 19. Народное образование в Ленинграде: В помощь пропагандистам и агитаторам / М. Днепровский, С. Негинский. – г. Ленинград: Лениздат, 1947 (Тип. им. Володарского). - 104 с. 20. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 60 лет: стат. сб. -Л.: Лениздат, 1977. - 250 с. 21. Отчет о работе отдела культуры Исполкома Василеостровского районного Совета депутатов трудящихся г. Ленинграда за 1953 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 30. 22. Отчеты, докладные записки и справки райкомов ВКП(б) и областного управления искусств о подготовке и проведении смотра художественной самодеятельности в районах Ленинградской области [Электронный ресурс]// Архивы Санкт-Петербурга – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgaipd/R-24/48/14 (дата обращения: 19.05.2023) 23. Отчет о работе политико-просветительных учреждений в 1941–1943 гг. // Из районов области сообщают: свободные от оккупации районы Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : сб. док. / отв. ред. А. Р. Дзенискевич. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. – 459 с. 24. План работы Ленинградского городского Дома народного творчества на 1954 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 207. 25. Рубанчик Я.О. Мы отстояли тебя, Ленинград, мы тебя и восстановим //Архитектура и строительство Ленинграда. - 1945. - №1. – 148 с. 26. Слабнина Л.А. Послевоенное советское общество: политика и повседневность [Электронный ресурс] / Л.А. Слабнина // Россия и АТР. 2001. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poslevoennoe-sovetskoe-obschestvo-politika-i-povsednevnost (дата обращения: 28.04.2023). 27. Справка о работе Домов культуры, клубов, садов и парков // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 66. 28. Справка о работе кинотеатров по кинообслуживанию трудящихся гор. Ленинграда за 1953 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 69. 29. Успехи тружеников села // На защите невской твердыни: Ленингр. парторганизация в годы Великой Отечественной войны / Ин-т истории партии Ленингр. обкома КПСС – филиал Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС ;Стрешинский М. П. и др.]. — Ленинград : Лениздат, 1965.– 629 с. 30. Шитов И. И. Ленинградские школы рабочей молодежи. Исторический очерк (1942-1960 гг.). - Л.: Лениздат, 1961. - 147 с. 31. «Эта пристань есть...» : портреты, размышления, воспоминания о людях и Писательском доме / Мор. лит.-худож. фонд им. В. Конецкого. – Санкт-Петербург : АураИнфо, 2012. – 34 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Студенческие отряды как инструмент реализации государственной молодежной политики в современной России
Количество страниц:
50
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
Технологические и художественные решения в телевизионной передаче "Расследование Эдуарда Петрова".
Количество страниц:
26
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
Платёжная система России: проблемы и перспективы развития
Количество страниц:
50
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image