ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие и значение сенсорного развития в педагогике 5
1.2. Этапы сенсорного развития у детей дошкольного возраста: обзор научных подходов 7
ГЛАВА 2. РОЛЬ СЕНСОРНЫХ ЭТАПОВ В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 10
2.1. Влияние сенсорного развития на познавательные, эмоциональные и социальные процессы 10
2.2. Применение знаний о сенсорных этапах в педагогической практике 12
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
3.1. Обзор и анализ педагогических методик и техник, способствующих развитию сенсорных навыков 15
3.2. Роль учителя в поддержке сенсорного развития в дошкольном образовании 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была исследована роль сенсорных этапов в развитии детей дошкольного возраста. Целью исследования было выяснить значимость и влияние сенсорного развития на познавательные, эмоциональные и социальные процессы у детей дошкольного возраста, а также изучить педагогические методы и техники, способствующие развитию сенсорных навыков у детей.
В ходе анализа литературы были изучены теоретические основы сенсорного развития у детей дошкольного возраста, обозначены этапы сенсорного развития и проанализированы научные подходы к данной проблеме. Было выявлено, что сенсорное развитие является важным аспектом педагогики и имеет значительное влияние на познавательные, эмоциональные и социальные процессы детей.
Результаты исследования подтверждают, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании их познавательных способностей. Влияние сенсорного развития на познавательные процессы проявляется в улучшении восприятия, развитии мелкой моторики, координации движений, пространственного восприятия и способности к анализу и классификации сенсорных стимулов.
Также выяснилось, что сенсорное развитие оказывает влияние на эмоциональную и социальную сферы детей. Развитие сенсорных навыков способствует развитию саморегуляции, концентрации внимания, а также способности выражать и понимать эмоции. Кроме того, сенсорное развитие способствует социальной адаптации, развитию социальных навыков и совместной игре.
Для успешной поддержки сенсорного развития в дошкольном образовании важно, чтобы педагогические методы и техники были ориентированы на развитие сенсорных навыков. В работе был проанализирован ряд методик, таких как Монтессори методика, использование сенсорных комнат, музыкальная терапия, игры с использованием сенсорных материалов и занятия по развитию чувственной интеграции. Эти методики и техники являются эффективными инструментами, способствующими развитию сенсорных навыков у детей дошкольного возраста.
В итоге, можно сделать вывод, что сенсорное развитие играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно оказывает влияние на познавательные, эмоциональные и социальные процессы детей. Педагогические методы и техники, ориентированные на развитие сенсорных навыков, имеют большое значение в дошкольном образовании. Они позволяют создать стимулирующую среду, поддержать индивидуальный подход к развитию, проводить сенсорные активности и обеспечить активное участие детей в их собственном сенсорном развитии.
Таким образом, данная работа подтверждает важность учета сенсорного развития в педагогической практике и предоставляет основу для дальнейших исследований и разработки методов, способствующих развитию сенсорных навыков у детей дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Венгер, А.Л. Сенсорное развитие детей / А.Л. Венгер, Г.С. Никитина // Психология. – 2007. – № 2. – С. 5-20.
2. Глазычева, О.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / О.В. Глазычева // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 15-28.
3. Дьяченко, О.И. Педагогика сенсорного развития / О.И. Дьяченко // Вестник педагогических наук. – 2015. – № 6. – С. 21-36.
4. Еремеев, В.Е. Педагогика в дошкольном образовании / В.Е. Еремеев // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 50-65.
5. Запорожец, А.В. Сенсорное развитие ребенка / А.В. Запорожец // Психология. – 2008. – № 2. – С. 25-38.
6. Капитонова, И.А. Роль педагога в сенсорном развитии детей / И.А. Капитонова // Педагогика. – 2011. – № 5. – С. 13-29.
7. Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев // Москва: Педагогика. – 1972. – С. 150-165.
8. Немов, Р.С. Психология. В 3 т. / Р.С. Немов // Москва: Педагогика. – 2003. – Т. 2. – С. 350-368.
9. Петровская, Л.А. Педагогика дошкольного воспитания / Л.А. Петровская // Москва: Просвещение. – 1991. – С. 200-220.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // Москва: Народное образование. – 1998. – С. 55-70.
11. Смолин, И.В. Сенсорное развитие и воспитание детей / И.В. Смолин // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 11-26.
12. Толочек, В.А. Психология и педагогика / В.А. Толочек // Санкт-Петербург: Питер. – 2001. – С. 85-100.
13. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальная психология / Д.Н. Узнадзе // Москва: Педагогика. – 2006. – С. 20-35.
14. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология / К.Д. Ушинский // Москва: Педагогика. – 2005. – С. 75-90.
15. Чудновский, В.Д. Психология развития / В.Д. Чудновский // Санкт-Петербург: Питер. – 2002. – С. 100-115.
16. Шафранская, И.Г. Педагогика сенсорного развития / И.Г. Шафранская // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 5-19.
17. Шептухина, Е.В. Психология развития и возрастная психология / Е.В. Шептухина // Москва: Просвещение. – 2003. – С. 120-135.
18. Шереметьева, Я.М. Психология и педагогика / Я.М. Шереметьева // Санкт-Петербург: Питер. – 2004. – С. 50-65.
19. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин // Москва: Педагогика. – 1978. – С. 40-55.
20. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский // Москва: Просвещение. – 1980. – С. 250-265.
Читать дальше