Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о Судебном департаменте в РФ …………………5
1.1. История становления Судебного департамента при Верховном Суде РФ..5
1.2. Структура и функции Судебного департамента…………………………....8
Глава 2. Правовой статус Судебного департамента и его деятельность……..18
2.1. Судебный департамент как одна из важнейших составляющих судебной ветви власти……………………………………………………………………...18
2.2. Взаимодействие Судебного департамента при Верховном суде РФ с государственными органами……………………………………………...…….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………….…...30
Читать дальше
Таким образом, можно сказать, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, так же, как и его региональные управления, не относится к структуре органов государственной власти. Согласно действующему законодательству Судебный департамент относится к особой категории государственных органов, таких как аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Администрация Президента РФ, и его статус можно определить, как организационно-обеспечивающий орган судебной власти.
Данное обстоятельство обусловило специфику взаимодействия Судебного департамента с другими государственными органами, как наделенными властными полномочиями, так и не наделенными. В силу того, что структурно Судебный департамент отнесен к системе судебной власти, то взаимодействие с другими государственными органами строится не на принципе административного соподчинения, а на принципе взаимодействия и координации деятельности различных государственных органов в целях исполнения возложенных на них функциональных задач.
В качестве проблемы можно обозначить отношение к Судебному департаменту, в том числе и со стороны некоторых специалистов-правоведов, как к органу исполнительной власти, что приводит к необходимости определения места департамента в структуре исполнительной власти, подчиненной правительству.
Такой подход ведет к снижению независимости департамента, а значит, и всей судебной системы, ставит ее в некоторое подчинение власти исполнительной. Отчасти это проявляется и в процедуре утверждения бюджетного финансирования судебной системы.
В качестве «технической» проблемы взаимодействия Судебного департамента с другими государственными органами следует отметить пробельность правового регулирования участия Судебного департамента в процедуре государственных закупок на нужды судебной системы.
Итак, можно сделать вывод о полномочиях Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.
Полномочия судебного департамента представляют в себе: вопросы подбора кандидатов на должности судей; делопроизводство и статистика; финансирование и финансовый контроль, материально-техническое обеспечение судов; информационно-правовое обеспечение; прохождение государственной гражданской службы работниками аппарата (аттестация, награждение); материальное и социально-медицинское обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов; обеспечение независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей. Производит осмотр и слежку за процессом выполнения полномочий Начальник Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации. Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента.
В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.
По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.
В субъектах РФ действуют управления и отделы Судебного департамента, являющиеся его органами.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации является востребованной, способствует укреплению демократического потенциала судов и завершению становления судебной власти.
Читать дальше
1) О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ, (ред. от 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 223.
2) Абдулин Р. С. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: преемственность советского опыта организационного обеспечения деятельности судов и новизна / Р. С. Абдулин // Genesis: исторические исследования. - 2019. - С. 162-169.
3) Васюнина М. Л. Оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. - 2019. - С. 12-17.
4) Ермошин Г. Т. Организационное обеспечение деятельности судов / Г. Т. Ермошин // Российская юстиция. - 2018. - С. 13-16.
5) Кипрушева И. А. К вопросу о взаимоотношениях Судебного департамента при Верховном суде РФ с государственными органами / И. А. Кипрушева // Форум молодых ученых. - 2021. - С. 162-168.
6) Лесных Е. А. Взаимоотношения Судебного департамента при ВС РФ и органов государственного управления: особенности и проблемные вопросы / Е. А. Лесных // Право и экономика. - 2018. - С. 131-135.
7) Лесных Е. А. Отдельные вопросы формирования административно-правового статуса Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации / Е. А. Лесных // Государственная служба. - 2019. - С. 123-128.
8) Москвич Л. Н. Основы концепции оценки эффективности функционирования судебной системы / Л. Н. Москвич // Юридическая наука. - 2019. - С. 18-20.
9) Мурадасилова З. С. Судебный департамент как «кровеносная система» судебной ветви власти / З. С. Мурадасилова // Молодой ученый. - 2022. - С. 105-115.
10) Определение ВС РФ от 16 ноября 2005 г. Дело № 11-Г05-20 // СПС «Консультант Плюс».
Читать дальше