ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Трансформация образовательной системы в России 5
1.2. Обзор основных проблем современного образования 6
Выводы по главе I 9
Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 10
2.1. Мотивация к обучению как одна из проблем современного образования 10
2.2. Профессионализм педагога как основа эффективной организации образовательного процесса 14
Выводы по главе II 17
Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 18
3.1. Рекомендации для педагогов по профилактике синдрома психологического выгорания 18
3.2. Рекомендации для преподавателей по повышению уровня мотивации к обучению у студентов 20
Выводы по главе III 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.
В ходе выполнения данного были рассмотрены основные проблемы образования, которые в настоящее время являются наиболее актуальными. К таким проблемам следует отнести низкий уровень мотивации к обучению. В настоящее время, в эпоху многозадачности и многофункциональности в профессии, повышенного требования к специалистам и их квалификации, все острее становится проблема готовности к профессиональной деятельности у современных студентов. Многие из них оказываются не готовы соответствовать предъявляемым требованиям или же вовсе отказываются от самореализации в профессии, получаемой в ВУЗе. Обучение в ВУЗе является сложным процессом саморазвития личности, постижения культуры и профессии, а также формирование готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза.
Для выявления уровня мотивации студентов было проведено небольшое анкетирование среди студентов первого курса различных факультетов Московского финансово-юридического университета (МФЮА). Анкетирование проводилось в сети Интернет и показало, что большинство студентов имеют внешние мотивы к обучению, кроме того, эти мотивы необходимо постоянно поддерживать, стимулировать.
Проблема мотивации к обучению тесно связана и проблемой профессионализма самих педагогов. В настоящее время к педагогам общество, родители и обучающиеся предъявляют завышенные требования. Преподаватель должен обладать рядом положительных личностных качеств для осуществления своей деятельности. К ним относят прежде всего его глубокое знание своего предмета, а также доброжелательность, чувство юмора, креативность, мобильность и др. Кроме того, от преподавателя требуется умение найти общий язык со всеми участниками образовательного процесса, постоянно повышать свою квалификацию, производить приятное внешнее впечатление. Все эти требования заставляют педагога находиться в состояние постоянного стресса, что приводит его к психологическому выгоранию, ухудшению общего самочувствия и нежелания заниматься педагогической деятельности.
В ходе работы были составлены рекомендации для педагогов по профилактике синдрома психологического выгорания и рекомендации по повышению уровня мотивации к обучению студентов. Таким образом, цель, поставленная в работе выполнена, задачи достигнуты.
Читать дальше
1. Karimova, K. K. Topical problems of multilingual education development in a multicultural environment / K. K. Karimova, A. O. Rudevskiy // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. – 2020. – Vol. 12, No. 3. – P. 96-101.
2. Lavrinenko S.V. Problems of context and conceptual management in education: psychological, social and economical aspects / S. V. Lavrinenko, I. V. Gorelova, G. K. Kasymova [et al.] // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. – 2020. – No. 1(383). – P. 264-276.
3. Айрапетова, А. Г. Проблема современной системы среднего и высшего образования в России - свобода выбора или проблема государственной системы образования / А. Г. Айрапетова, В. В. Корелин // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. – 2018. – Т. 1. – С. 176-178.
4. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
5. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
6. Блинов В. И. М.: Юрайт, 2019. 354 с.
7. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
8. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
9. Варданян, Ю.В. Тренинг как средство развития срессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием / Ю.В.Варданян, А.А. Парамонов // Учебный эксперимент в образовании. – 2020. – №2 (94). – С. 4-14.
10. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
11. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
12. Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с.
13. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т.О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №62. – С. 38-53.
14. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
15. Долгова, Н.Ю. Взаимосвязь регуляторного опыта студентов и особенностей их социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения // Педагогические и социологические аспекты образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 25 апреля 2018. – С. 318-319.
16. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
17. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
18. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. М.: Планета музыки, 2020. 256 с.
19. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
20. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
21. Кузнецова, С.О. Исследование уровня конфликтности у учителей с синдромом эмоционального выгорания / С.О. Кузнецова // ZNANSTVENA MISEL. – 2020. – №42-2 (46). – С. 47-48.
22. Матанова, Е. А. Педагогика сегодня: проблемы и решения / Е. А. Матанова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 9-12.
23. Певень, Д. А. Психолого-педагогическая культура родителей как актуальная проблема современности / Д. А. Певень // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации, Курск, 21–22 мая 2019 года. – Курск: Курский государственный университет, 2020. – С. 244-246.
24. Руднева, Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. – 2021. – №27. – С. 61-65.
25. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.
Читать дальше