ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ 5
1.1 Законодательная власть в России: понятие и юридические основы 5
1.2 Функции законодательного органа власти 10
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИИ 15
2.1 Основы правового регулирования законодательных органов власти субъектов России 15
2.2 Организация законодательной власти в субъектах России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Читать дальше
Динамичное развитие России по пути демократических преобразований (изменение конституционного строя, федерализация, расширение роли законодательной власти и т.д.) коренным образом изменило облик российского государства и приблизило его к передовому демократическому обществу. Это вызвало необходимость проведения большого количества научных исследований в области конституционно-правовых механизмов и организации государственных институтов, особенно законодательной власти, которая занимается разработкой и защитой конституции.
Законодательные органы представлены национальными парламентами (парламентскими институтами в некоторых странах, таких как Индонезия и Туркменистан) и, в случае федеративных государств (например, Россия и США) и политически автономных государств (например, парламент Шотландии), законодательными собраниями федерального правительства или политически автономной державы.
Современные парламенты являются высшим органом общественного представительства, выражающим суверенную волю народа и регулирующим важнейшие общественные отношения, в частности, путем принятия законов. Парламент обладает многими другими полномочиями. Например, в некоторых странах он избирает президента, формирует правительство, назначает Конституционный суд, ратифицирует международные договоры, подписанные правительством, объявляет амнистию и представляет собой другой высший орган государства. Парламенты различаются по структуре (однопалатные или двухпалатные), объему компетенции (определенная, неопределенная или относительно определенная) и социальному составу.
Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух парламентов - Федерального Собрания и Государственной Думы. Государственная Дума и Федеральное Собрание имеют различные статусы, регулируемые Конституцией Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы, Регламентом Федерального Собрания и действующим федеральным законодательством. Государственная Дума, как представительный орган всех субъектов Российской Федерации, участвует в принятии решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.
Работа Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективного и свободного обсуждения и решения проблем. Законодательный процесс представляет собой процесс представления, принятия, опубликования и вступления в силу законодательных актов и регулируется Конституцией России, законами и другими нормативными правовыми актами.
В Российской Федерации установлены следующие стадии законодательного процесса: внесение законодательных предложений, рассмотрение законодательных предложений, принятие законов, рассмотрение и одобрение Федеральным Собранием федеральных законов, принятых Государственной Думой, подписание и обнародование федеральных законов Президентом Российской Федерации.
Конституционные полномочия каждой палаты Федерального Собрания структурированы следующим образом: во-первых, полномочия по исключительной компетенции палаты; во-вторых, полномочия по организации деятельности палаты; в-третьих, полномочия по принятию федеральных законов.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации принципиально отличается от предыдущих конституционных устройств. В частности, Федеральное Собрание (Парламент России), пришедшее на смену двухуровневому представительному органу Российской Федерации, состоявшему из Палаты народных депутатов и образованного ею Верховного Совета, несет в себе новые ценности и стандарты.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// «Российская газета», № 237, 25 декабря 1993 года
2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // «Российская газета», N 147, 22.12.2021
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
Учебная и научная литература
4. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. – М., 2019. – 672 с.
5. Азиева, Р. Х. Механизм взаимодействия законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации / Р. Х. Азиева, А. С. А. Мутаев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-1(88). – С. 11-14
6. Бабин М. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» // Эрудит, 2019. – С. 408–410
7. Борлакова А. Х. Функции законодательного органа власти. - Вестник экспертного совета. – 2022. - № 2 (29). – С. 69-73
8. Горбенко, П. Д. Законодательная власть в Российской Федерации: понятие и юридические основы / П. Д. Горбенко // The Newman in Foreign Policy. – 2022. – Т. 5, № 68(112). – С. 22-25
9. Гученько, С. И. Особенности формирования и деятельности органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации / С. И. Гученько // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 6(33). – С. 611-615
10. Давиденко М.А. Конституционно-правовая ответственность депутатов законодательных органов государственной власти субъектов России. // Вопросы современной науки: новые достижения. - 2020. - №1. - С.84
11. Дорожкин Н.Н., Сайфутдинова В. М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Эволюция Моделей Формирования «Палаты Регионов» // Современный российский регион: общественно-политические и социально-экономические процессы Уфа, 2019. - С. 21–31
12. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 448 с.
13. Липатов, Э. Г. Правовые механизмы повышения эффективности разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра и регионов в Российской Федерации / Э. Г. Липатов, С. Е. Чаннов // Вестник Российской правовой академии. – 2019. – № 3. – С. 23-30
14. Магомеднабиева, К. Ш. Основы правового регулирования законодательных органов власти субъектов России / К. Ш. Магомеднабиева // Вопросы науки и образования. – 2021. – № 27(152). – С. 15-23
15. Нестерчук, О. А. Региональные избирательные кампании в контексте обеспечения политической стабильности и актуальных практик субъектов России / О. А. Нестерчук, А. Г. Арутюнов, А. М. Тюленева // PolitBook. – 2021. – № 1. – С. 62-80
16. Нечкин, А. В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации: учебник для вузов / А. В. Нечкин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 130 с.
17. Новицкий И. С. Законодательная власть в системе разделения властей: реалии современной России. – М.: Юрист, 2020. – 432 c.
18. Овсепян Ж.И. Конституционно – правовая ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. - №4. - С.67
19. Шабанов Х.М. Особенности организации законодательной власти в субъектах России. - Sciences of Europe. – 2020. - №59. – С. 68-72
20. Югов, А. А. Парламент как законопроектный орган публичной власти: вариант системного анализа / А. А. Югов. // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 317-321
Читать дальше