Введение 3 1. Теоретические основы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда 5 1.1.Сущность понятия межличностных отношений 5 1.2. Специфика межличностных отношений в коллективе дошкольников 11 1.3.Коллективная трудовая деятельность как одно из средств развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте 16 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда 26 2.1.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 26 2.2.Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 33 2.3.Анализ контрольного этапа эксперимента 41 Заключение 47 Список использованных источников и литературы 49 Приложение 1 53

Коллективный труд как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
71% уникальность
2023 год
22 просмотров
Пятаева Н.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические основы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда 5 1.1.Сущность понятия межличностных отношений 5 1.2. Специфика межличностных отношений в коллективе дошкольников 11 1.3.Коллективная трудовая деятельность как одно из средств развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте 16 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда 26 2.1.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 26 2.2.Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 33 2.3.Анализ контрольного этапа эксперимента 41 Заключение 47 Список использованных источников и литературы 49 Приложение 1 53
Читать дальше
Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст подразумевает под собой этап интенсивного общественного становления личности, развития собственного навыка взаимодействия детей с находящимся вокруг них людьми, освоения культурных и моральных ценностей. Ребенок дошкольного возраста в этот период обучается разбираться в отношениях между людьми, работать в согласовании с общепризнанными мерками, копить навык самостоятельных действий и заключений. В социальном развитии детей старшего дошкольного возраста главная роль отдана их отношениям с ровесниками. Дошкольник в общении со сверстниками ощущает себя раскованно. В процессе таких взаимоотношений он обучается защищать собственную позицию и принимать во внимание точку зрения товарища. К тому же, в окружении ровесников у дошкольников не только укрепляется самостоятельность взаимоотношений, но и формируются азы саморегуляции и самоорганизации. В старшем дошкольном возрасте решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе.


Подскажем стоимость написания диплома онлайн.


Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели и имеет общий результат. В детском саду используются два вида коллективного труда: общий и совместный труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива. Состояние изученности данной проблемы. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в трудах ученых отечественной педагогики П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений. Однако недостаточно изучены аспекты влияния коллективного труда на развитие межличностных отношения старших дошкольников. Цель исследования - теоретически обосновать и доказать на практике результативность влияния коллективной трудовой деятельности на процесс развития межличностного общения детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс развития межличностного общения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – коллективный труд как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Изучить сущность понятия межличностных отношений. 2.Определить специфику межличностных отношений в коллективе дошкольников. 3.Рассмотреть коллективную трудовую деятельность как одно из средств развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. 4.В рамках опытно-экспериментальной работы по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возрастав процессе коллективного труда, проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента. 5.Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента. 6.Проанализировать контрольный этап эксперимента. Гипотеза исследования - процесс развития межличностного общения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если дети будут заняты коллективной трудовой деятельностью. Методов исследования - анализ психолого-педагогической, литературы, наблюдение, анкетирование, изучение, обобщение опыта, качественная и количественная оценка. Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.Особо ответственный период в воспитании ребенка – старший дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное становление личности ребенка и необходимым условием его психического развития является общение с детьми. Основной ранней социальной потребностью ребенка становится потребность в общении. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. В общении детей между собой возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие их личности. 2.Межличностное общение является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. В основном отношения ребёнка с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в первом в его жизни коллективе – группе детского сада. От того, как сложатся эти отношения – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. 3.Одним из эффективных средств формирования дружеских взаимоотношений дошкольников является коллективная трудовая деятельность, так как в процессе труда дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. В различных видах труда детей дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности. 4.Правильно организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовлетворение и желание работать, способствует формированию положительных качеств личности: организованности, настойчивости, аккуратности, дисциплинированности, бережливости, чувства долга. Поэтому очень важно прививать ребёнку глубокое уважение к труду, вырастить человека трудолюбивого, скромного, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать на благо общества. Процесс развитие интереса к труду - медленный, он требует надлежащего упорства и настойчивости. 5.Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети совместно с трудовыми задачами, решают и нравственные: договариваются о разделении труда, оказывают помощь и поддержку товарищу если это необходимо, стараются качественно выполнить порученное им общее дело. 6.Развитие межличностного общения у старших дошкольников со сверстниками посредством коллективной трудовой деятельности относится к важному направлению педагогической работы, поэтому мы провели опытно-экспериментальную работы, подобрав методики и разработав занятия. Анализ данного исследования достоверно показал эффективность нашей работы. Рекомендации. В организации коллективного труда детей следует выделить три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства. При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько детей или вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными в звено или несколько звеньев. Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. специально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаимоотношений. Данное исследование не является исчерпывающим, поскольку проблема развития межличностного общения комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образования, что может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по указанной проблеме.
Читать дальше
1.Ссылки на книги 1.Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал. личности). - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; МОДЭК, 2019. - 216 с. 2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2021. - 288 с. 3.Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 363 с. 4.Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с. 5.Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Проспект, 2018. - 139 с. 6.Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2019. – 312 с. 7.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский.- СПБ.: Союз, 2017.- 220 с. 8.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2019.- 670 с. 9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Харвест, 2016. - 1280 с. 10.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2019. – 158 с. 11.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. – 576 с. 12.;Клюева Н.В. Учим детей общению. характер, коммуникабельность.- Ярославль: Академия развития, 2019. – 237 с. 13.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский.- Изд- во Минск, 2018. - 239 с. 14.Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: Знание, 2019. - 440 с. 15.Леонтьев А.А. Педагогическое общения / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2019. - 93 с. 16.Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М.И. Лисиной.- М., Просвещение, 2017. – 270 с. 17.Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – М.: Проспект, 2020. - 112 с. 18.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Аспект Пресс, 2019. - 143 с. 19.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей: Принцип развития в психологии / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2018. – 320 с. 20.Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М: Просвещение, 2019. – 410 с. 21.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.: АСТ, 2021. - 340 с. 22.Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; МОДЭК, 2019. - 398 с. 23.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 2020. – 207 с. 24.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 720 с. 25.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Академия, 2018. - 203 с. 26.Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов/ Е.О. Смирнова.- М.: Владос, 2019.- 366 с. 27.Холмогорова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Холмогорова, Е.О. Смирнова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. - 158 с. 28.Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2022. - 214 с. 29.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2017. - 360 с. 2.Ссылки на статьи 30.Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. - 2021. - №1. - С. 101-111. 31.Дощанова С.М. Межличностные отношения детей дошкольного возраста /С.М. Дощанова, Е.Р. Болдырева // Инновационная наука. - 2020. - №1-2 (13). - С. 252-254. 32.Иванова Н.В. Социальное пространство отношений: педагогические аспекты изучения: Вестник Череповецкого государственного университета / Н.В. Иванова. - 2022.- №1(62). - С. 84-89. 33.Кацуба Н.А.Развиваем коммуникативные навыки у дошкольников / Н.А. Кацуба // Дошкольная педагогика. - 2019.- №8(103). - С. 63-64. 34.Лаврухина И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И.В. Лаврухина. Путь науки. - 2020. - №6. - С.106-108. 35.Лебедева А.И. Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через коллективные формы организации изобразительной деятельности: Воспитание и обучение детей младшего возраста / А.И. Лебедева. - 2019. -№7. - С. 147. 36.Левыкина Л.В. Создание условий развития общения детей дошкольного возраста в контексте современных требований: Развитие современного образования: теория, методика и практика/ Л.В. Левыкина, Н.А. Крейзо, С.С. Чиркова - М., 2019. - С. 81-83. 37.Репина М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. - 2021. - № 9. - С. 1267-1269. 38.Рыжикова Е.А. Психологические аспекты общения детей старшего дошкольного возраста. Материалы II Международной научно– практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 86-89. 39.Смирнова Е.О. Состояние игры современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О. В.Гударева // Психологическая наука и образование. - 2020. - № 2. С. 42-52. 40.Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Молодой ученый. - 2020. - № 11. С. 34-36.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ВКЛАД ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ В СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Количество страниц:
23
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Доказательства в уголовном процессе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовный процесс
курсовая работа
Современный подход к педагогическому просвещению родителей.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Дошкольная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image