ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 6 1.1. Понятие, структура и функции социального интеллекта в психологии 6 1.2. Социальная активность: уровни, критерии и типы 14 1.3. Особенности проявления социального интеллекта в социальной активности личности 22 Выводы по первой главе 30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ 33 2.1. Организация и проведение исследования 33 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социального интеллекта у людей с различной социальной активностью 38 2.3. Программа развития социального интеллекта у людей с выраженной социальной активностью 52 Выводы по второй главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Социальный интеллект у лиц с различной социальной активностью

дипломная работа
Психология
65 страниц
77% уникальность
2023 год
3 просмотров
Александрова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 6 1.1. Понятие, структура и функции социального интеллекта в психологии 6 1.2. Социальная активность: уровни, критерии и типы 14 1.3. Особенности проявления социального интеллекта в социальной активности личности 22 Выводы по первой главе 30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ 33 2.1. Организация и проведение исследования 33 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социального интеллекта у людей с различной социальной активностью 38 2.3. Программа развития социального интеллекта у людей с выраженной социальной активностью 52 Выводы по второй главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Читать дальше
Социальная реальность настоящего времени, постоянное усложнение и ускорение социальных процессов в нашей стране, возникновение новых общественных институтов и новых социальных явлений предъявляют повышенные требования к способностям человека прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать информацию и поведение. Именно поэтому в последние десятилетия отмечается возрастающее внимание ученых к проблеме социального интеллекта – психологического феномена, обеспечивающего понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций. Понятие «социальный интеллект» было введено в научный оборот 1920 году Э. Торндайком. Различные аспекты данной проблемы освещены в трудах многих зарубежных психологов: Э. Торндайк, Ф. Мосс, Т. Хант, Г.


Теперь не нужно думать, где заказать контрольную работу в спб . Просто заходите на Work5.


Ол- порт, Ж. Годфруа, Х. Гарднер, Ф. Диттмэн-Коли и Р. Балтес, С. Холлидей и М. Чандлер, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд, М. Форд и М. Тисак, Д. Векслер, Г.Ю. Айзенк, Р. Стернберг и др. Кроме этого, в трудах отечественных психологов подробно описаны качественные характеристики социального интеллекта (М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, А.Л. Южанинова, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков, С.С. Белова и др.). Эти авторы, имея каждый свой взгляд на природу и развитие социального интеллекта, едины в том, что со циальный интеллект – это специфическая способность, обеспечивающую успешное взаимодействие человека с другими людьми, умение прогнозиро вать поведение других Актуальность исследования обусловлена тем, что быстрое развитие технологий, растущий поток информации, процессы глобализации, изменения в социально-экономическом укладе многих стран заставляют общество сталкиваться с новыми вызовами во всех сферах жизнедеятельности. По мнению лидеров многих стран, дальнейшее развитие любого государства, его место в мировой иерархии будут определяться именно отношением государства и общества к главному своему ресурсу – интеллектуально-творческому потенциалу. В таких условиях востребованность в креативной, интеллектуальноразвитой личности становится наиболее актуальной для дальнейшего успешного развития социума. Ведущие российские ученые подчеркивают, что «не только научно-техническое, но и социальное развитие отчетливо демонстрирует сегодня нарастающую интеллектуализацию. Интеллектуальная развитость, интеллектуальный потенциал общества и индивида становятся все более востребованными современной жизнью – вплоть до того, что они определяют возможности не только развития, но самого существования, выживания в нынешнем мире». Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей социального интеллекта у лиц различной социальной активностью Объект исследования – социальный интеллект. Предмет исследования – особенности социального интеллекта у лиц различной социальной активностью Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что интеллектуальный потенциал студенческой молодежи с выраженными лидерскими качествами характеризуется выраженностью композитной оценки социального интеллекта (познания результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения). Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, структура и функции социального интеллекта в психологии 2. Выделить уровни, критерии и типы социальной активности 3. Обозначить особенности проявления социального интеллекта в социальной активности личности 4. Описать организацию и методы исследования 5. Проанализировать результаты исследования 6. Разработать и реализовать программу тренинговых занятий по развитию социального интеллекта В ходе эмпирического исследования используются следующие методы исследования: теоретический, эмпирический и статистический. Теоретический: изучение и анализ научной литературы по исследованию профессионально важных и личностных качеств школьных психологов. Эмпирический: психодиагностические методики: - тест «Социальный интеллект» Автор:Дж. Гилфорда; - «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) - Опросник «Потенциал лидера» Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования с использованием критерия U - Манна – Уитни. Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Читать дальше
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы, что, социальный интеллект – относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В данной работе мы придерживаемся мнения, что, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального мышления», проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень успешности социального взаимодействия. Социальный интеллект - это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения. Формирование социального интеллекта обеспечивает личности процесс ее социализации, адаптации в окружающих условиях и тем самым выступает как важнейшее условие ее социальной активности. Обобщая подходы к определению «социальная активность» исследователей в области психологии, педагогики и философии, данное понятие следует рассматривать как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности. Социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах. Ученые–теоретики различают следующие виды социальной активности: – под политической активностью подразумевают форму, реализуемую в области политической деятельности; – под гражданской активностью имеют в виду действия (форму активности), целью которых есть решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств; – под культурной активностью понимают форму, которая обеспечивает создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей; – творческая активность – форма, следствием которой является создание качественно нового и отличающегося неповторимостью, оригинальностью и значимостью; – трудовая активность подразумевает реализацию интеллектуальных и физических возможностей рабочей силы в трудовой деятельности; – коммуникационная активность представляет собой форму активности, направленную на поиск связей и контактов, которые необходимы для реализации различных видов деятельности; – под деловой активностью подразумевают интенсивную деятельность в профессиональной и должностной сфере, понятие деловой активности используется в области управленческой деятельности, а также в сфере хозяйственной и экономической деятельности. Представленные виды социальной активности представляют собой сложную систему, характеризующуюся наличием взаимозависимых и взаимопроникающих связей. К критериям которые используются в процессе оценивания уровня социальной активности личности исследователи относят: 1) характер проявления личностных качеств в различных видах деятельности; 2) уровень общественной значимости материальных и духовных результатов деятельности; 3) участие в различных видах деятельности и стремление к достижению цели. На констатирующем этапе эксперимента из 75 студентов по результатам онлайн исследования были определены экспериментальная группа (студенты с выраженными лидерскими качествами) и контрольная группа (студенты с отсутствием выраженных лидерских качеств). Нами было отобрано 20 студентов ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в экспериментальную группу в результате сводного анализа результатов исследования выраженности лидерского потенциала и лидерских способностей, т.е. в отобранную группу респондентов попали студенты как с ярко выраженным лидерским потенциалом, так и выраженными лидерскими способностями и 20 студентов ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в контрольную группу В результате сводного анализа результатов исследования выраженности лидерского потенциала и лидерских способностей, т.е. в контрольную группу респондентов попали студенты как с не выраженным лидерским потенциалом, так и не выраженными лидерскими способностями Далее в контрольной и экспериментальной группе было проведено исследование социального интеллекта (познания результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) тестом «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Нами был проведен статистический анализ данных по критерию U Манна – Уитни с целью доказательства различий межу двумя группами («Группа с выраженным лидерским потенциалом и лидерскими способностями», «Группа с не выраженным лидерским потенциалом и лидерскими способностями») Статистический анализ данных с использованием критерия U Манна – Уитни позволил выявить статистически значимые значения отличий по шкалам экспериментальной группы «Группа с выраженным лидерским потенциалом и лидерскими способностями» от контрольной «Группа с не выраженным лидерским потенциалом и лидерскими способностями»: композитная оценка социального интеллекта (познания результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) Таким образом, выдвинутое нами первое предположение, что интеллектуальный потенциал студенческой молодежи с выраженными лидерскими качествами характеризуется выраженностью композитной оценки социального интеллекта (познания результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) было нами полностью нами подтверждено. На формирующем этапе экспериментабыла разработана и реализована программа развития социального интеллекта у людей с выраженной социальной активностью Сравнительный анализ исследования композитной оценки социального интеллекта с использованием теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что на 5% снижено количество респондентов со средне - слабыми результатами социального интеллекта, на 15% увеличено количество респондентов с показателями интеллекта – выше среднего в экспериментальной группе.
Читать дальше
1. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Т. З. Адамьянц.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательство Юрайт, 2019.-200 с. 2. Анурин В. Ф. Социальный интеллект как продукт цивилизации // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории. П. Новгород: Изд-во Пижегор. ун-та, 2018. С. 47-66. 3. Аслаханова, С.А. Роль руководителя и коллектива организации в создании благоприятного социально-психологического климата/ С.А. Аслаханова, Б.Х. Рахимова // ФГУ Science. – 2021. – № 2(22). – С. 9-13. 4. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата/ Т. В. Бендас.-2-е изд., испр. и доп.-М. : Издательство Юрайт, 2019.-502 с. 5. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, /А.С. Воронин М. 2017. – 223с. 6. Гедиева, Е.Б. Интеллектуальный и личностный потенциал современного лидера // Актуальные проблемы современной науки: состояние, тенденции развития. – Черкесск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия», 2019. – С. 36-39 7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Пер. с англ. / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 2017. С. 433-456. 8. Гоулман, Д. Социальный интеллект: новая наука о человеческих отношениях / Д. Гоулман – М.: АСТ, Corpus, cop. 2021. – 572 с. 9. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Изд-во «Пи-тер», 2018. - 320 с. 10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 349 с. 11. Индина, Т. А. CEO 2.0. Тренинг руководителя нового поколения / Т.А. Индина-СПб.: Питер, 2017.-368 с. 12. Константинова, Л. В. Третий сектор как субъект социальной политики / Л. В. Константинова // М.: Логос. –2017 - 212с. 13. Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2017. С. 332-333. 14. Лиферов, А. П. Профессиональная школа: конвергенция традиционной и корпоративной систем/А. П.Лиферов// Профессиональное образование. 15. Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диа- гностика социального интеллекта: методическое руководство. СПб.: ИМА- ТОН, 2018. 56 с. 16. Никольский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте/ Р.П. Никольский// МНК,. - 2017, №5 28 -34с. 17. Практический интеллект / Р.Дж. Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хед- ланд и др. СПб.: Питер, 2018. 272 с. 18. Савенков А. И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и до- машнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2018. 352 с. 19. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2018. 704 с. 20. Соколова, Н. А. Формирование социальной активности подростков в полусубъектной среде дополнительного образования : монография / Н. А. Соколова, Ю. Н. Губин. – Челябинск : ЧГПУ, 2015. – 227 с. 21. Социальная активность человека: философский анализ: Сб. науч. тр. Краснодар, 2017, - с. 132. 22. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. - М: УЦ Перспектива, 2018. - 244с. 23. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 176 с. 24. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 334 с. 25. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект: российская практика / С. Шабанов, А. Алешина – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 426 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Умысел: понятие, виды, уголовно-правовое значение
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Азартные игры в российской империи как форма дворянского досуга
Количество страниц:
60
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История культуры
курсовая работа
Русские сезоны в Париже и их роль в возрождении зарубежного балета
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Искусство
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image