Введение 3
1. Теоретические аспекты монополий 5
1.1 Сущность, виды и формы монополий 5
1.2 Предпосылки возникновения и развития монополий 9
2. Государственная монополия 14
2.1 Особенности государственной монополии 14
2.2 Преимущества полной государственной монополии 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Читать дальше
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.
Монополия выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.
Государственные монополии – это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов».
Государственная монополия на территории РФ установлена в отношении следующих видов деятельности:
на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ;
на деятельность в области военно-технического регулирования;
на эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения на территории РФ;
на опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, на регулирование экспорта необработанных алмазов;
на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется ГУПу.
Создание полных государственных монополий необходимо правительству страны на определённых этапах развития хозяйства. Такие организации, действительно, способны решить множество возникающих перед государством проблем и привести его к некоторому научно–техническому прогрессу. Как временная мера политика создания полных государственных монополий является вполне оправданной. Однако при длительном использовании такой возможности государством могут возникнуть проблемы, которые связанны с появлением сильного неравенства участников рынка, а также различными злоупотреблениями участников монополий внутри системы.
Читать дальше
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (от 11.06.2021 №170-ФЗ)
2. Аляров, С. Естественные монополии России: современное состояние и стратегия инновационного развития / С. Аляров. - М.: КноРус, 2018. - 845 c.
3. Бабосюк А.В. Экономическое значение конкуренции в развитии малого и среднего предпринимательства / А.В. Бабосюк, С. Йылмаз, М.И. Бакиров // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-1. – С. 1-4
4. Белоусова, Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий / Н.И. Белоусова. – М.: СИНТЕГ, 2022. - 332 c.
5. Бубнов В.В. Конкуренция в инновационной экономике / В.В. Бубнов, Н.М. Дубина, С.В. Николаев // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 2. – С. 1-6.
6. Данилова Т.А. Конкуренция как важнейший показатель устойчивого развития региона // Формирование экономической устойчивости региональных социально-экономических систем : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф., 26 ноября 2020 г. – Владимир : Атлас, 2021. – С. 52-56.
7. Зырянова Н.В. Конкурентоспособности и её значение в компании / Н.В. Зырянова, И.И. Давлетов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки : электрон. сб. ст. по материалам XCVIII студенческой междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2021. – № 2(98). – С. 20-23.
8. Карапетян А.Г. Политика поддержки конкуренции как ключевой фактор экономического роста региона в современных условиях // Научный Лидер. – 2021. – № 14. – С. 76-78.
9. Коробицын М.В. Конкуренция как фактор экономического роста. Пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности // Московский экономический журнал. – 2019. – № 1. – С. 1-7.
10. Кудряшова, Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Учебное пособие / Е.Н. Кудряшова. - М.: Проспект, 2021. - 541 c.
11. Сафронова, А. Инновационное развитие естественных монополий России: теория и методология управления / А. Сафронова. - М.: КноРус, 2018. - 608 c.
Читать дальше