Введение 3 1 Теоретический анализ проблемы психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий 7 1.1 Проблема психологической готовности к деятельности 7 1.2 Структура психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях 15 1.3 Личностные качества как компонент психологической профессиональной готовности к деятельности 23 Выводы к главе 1 32 2 Эмпирическое исследование психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий 35 2.1 Организация и методика эмпирического исследования 35 2.3 Рекомендации представителям опасных профессий для деятельности в экстремальных условиях 53 Выводы к главе 2 61 Заключение 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 81

Структура психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий

курсовая работа
Психология
50 страниц
74% уникальность
2023 год
4 просмотров
Анна Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретический анализ проблемы психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий 7 1.1 Проблема психологической готовности к деятельности 7 1.2 Структура психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях 15 1.3 Личностные качества как компонент психологической профессиональной готовности к деятельности 23 Выводы к главе 1 32 2 Эмпирическое исследование психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий 35 2.1 Организация и методика эмпирического исследования 35 2.3 Рекомендации представителям опасных профессий для деятельности в экстремальных условиях 53 Выводы к главе 2 61 Заключение 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 81
Читать дальше
Актуальность исследования. Психологическая готовность к деятельности представляет собой психическое состояние, которое можно охарактеризовать усилением необходимых ресурсов человека, являющегося субъектом трудовой деятельности, для выполнения конкретных поставленных рабочих задач. А также следует понимать то, что психологическая готовность к деятельности является необходимым условием для наиболее полного и правильного исполнения профессиональной деятельности. Изучение психологической готовности к деятельности началось в середине двадцатого века в связи с актуальностью исследований в сфере психологии труда. Вопрос психологической готовности к деятельности исследовали многие как отечественные Б. Г. Ананьев(2008), А. А. Деркач (2004), М. И.


Думаете, где купить кандидатскую диссертацию? цена нашего сервиса приятно удивит


Дьяченко (1984), Ф. И. Иващенко (1987), Л. А. Кандыбович (2009), Я. Л. Коломенский(2010), А. Ц. Пуни(1980), К. К. Платонов (1965), Ю. П. Поваренков (2013), В. А. Сластенин(1997), В. Д. Шадриков (2020), и др. , так и зарубежные психологи (Э. Торндайк (1935), К.Г. Юнг(1924), К.Р. Роджерс (1954), А.Г. Маслоу(1960) и др.). Несмотря на достаточно большую разработанность данной проблемы, её изучение является актуальным и сеголня, так как психологическая готовность к своей профессиональной деятельности позволяет максимально эффективно, а также с наименьшим количеством вреда для себя и своего здоровья, выполнять свою трудовую профессиональную деятельность. Современные исследователи продолжают осваивать ещё мало изученные аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности. В частности, до сих пор учёные не пришли к единому выводу касательно формулировки определения данного феномена. Особую значимость исследования этого вопроса имеют профессии особого риска, так как именно в этих профессиях работникам приходится сталкиваться с высоким уровнем напряжённости, вследствие чего им необходимо обладать высоким уровнем ответственности, нравственности, профессиональных знаний и способностей. Проблема и степень её разработанности. Проблема формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях является достаточно изученной в целом, но в силу большого разнообразия опасных профессий, не достаточно разработана в отношении сотрудников МВД Объект исследования. Структура психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях сотрудников МВД. Предмет исследования. Личностные особенности мотивационного компонента структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях сотрудников МВД Цель исследования. Теоретическое изучение и эмпирическое исследование структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий на примере сотрудников МВД. Задачами данного исследования являются: - рассмотреть проблему психологической готовности к деятельности к деятельности в экстремальных условиях у представителей опасных профессий; - выделить структуру психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях; - обозначить личностные качества как компонента психологической профессиональной деятельности; - описать организацию и методики эмпирического исследования; - эмпирическим путем исследовать мотивационный компонент структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях сотрудников МВД; - разработать рекомендации по развитию личностных особенностей мотивационного компонента структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях сотрудников МВД . Гипотеза данного исследования. Мотивационный компонент, как часть структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, влияет на уровень эффективности представителей экстремальных профессий. Теоретико-методологическая основа данного исследования: Содержание понятия психологическая готовность к профессиональной деятельности (М.Б. Бондаренко, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни, Р.А. Гаспарян и Е.Г. Козлов, В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе., В. Н. Мясищев, В.С. Мерлин, А.Ц. Пуни, А.С. Нерсесян, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко); психологическая готовность к деятельность в аспекте профессионального развития Джон Крамбольц, Митчел, Робер Хоппок. А такие учёные, как Т. Эпстайн, А. Шельтен, М. Рэй, Р. Дилтс, Э. Парслоу, С. Найт, Дж. Гриндер, М. Гриндер, Р. Бэндлер, К. Прибрам, Л. Кэмерон-Бэндлер, М. Лебо, Ю. Галантер, М. Лебо, Д. Миллер и Л. Ллойд; структура психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях И. А. Адаев, В. А. Пономаренко, Г. С Дунин, В.Ю. Рыбников. Используемые методы и методики. - теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования; - экспериментальные методы: интерпретация результатов исследования; - методы качественного и количественного анализа данных: методическая интерпретация результатов исследованная. - методы статистической обработки полученных результатов исследования с использованием Т- критерия Вилкоксона. Методики исследования: 1. «Тест-суждений самореализации личности» С.И. Кудинов; 2. Методика выявление мотивационных типов с помощью методики обнаружения смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьева); 3. Тест «Оценка самоэффективности» (ОСЭ (Авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим) База исследования и выборка. В проводимом нами исследовании участвовали сотрудники МВД в количестве 20 человек со стажем работы от 5 - 10 лет. Среди опрошенных: составляют испытуемые женского пола – 2 человек (10%), мужчины – 18 человек (90%) В процентном соотношении по возрастам выборка сотрудников организации распределяется неравномерно, наибольший процент в категории 26-30 лет (60 %), от 30 – 40 лет (40%) Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности формирования мотивационного компонента структуры психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях посредством формирования мотивации профессиональной самореализации сотрудников МВД Структура работы. Данная работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения, выводов и списка использованной литературы. Работа выполнена на 73 листах. 

Читать дальше
Под психологической готовностью человека к выполнению конкретного вида деятельности принято понимать динамическое сочетание различных качеств личности, обеспечивающих успешное и эффективное осуществление профессиональной деятельности. Успешная практическая деятельность личного состава органов внутренних дел в опасных условиях предполагает наличие у субъектов определенной профессиональной пригодности к ее осуществлению. В качестве основных компонентов структуры психологической готовности можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных группы компонентов: - мотивационные компоненты (интересы, склонности, отношение к труду и д.р.); - компоненты квалификации (знания, умения, навыки); - индивидуально-психологические компоненты, влияющие на профессиональную деятельность. Индивидуально-психологические компоненты принято называть профессионально важными качествами (ПВК). Именно ПВК определяют пригодность человека к выполнению профессиональной деятельности. Можно выделить четыре основных подхода для определения набора качеств личности, обеспечивающего ее психологическую готовность к успешному осуществлению определенной деятельности: ситуационный (поведенческий), теория черт качеств, комплексный и теория общего фактора. Выполнение сотрудником МВД его функциональных обязанностей требует наличия определенных психологических качеств, умений и способностей: - способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; - готовность к ситуации вооруженного единоборства с преступниками; - способность к интенсивной межличностной коммуникации с криминальными элементами; - высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени; - способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, чувство страха, неопределенности, неуверенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими; - способность к длительному напряжению сенсорных систем в условиях монотонии (например, скрытое наблюдение за объектом, его сопровождение, ожидание); - необходимость постоянной интенсивной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся оперативной информации, удержание в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информации); - способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; - речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрыв истинные намерения». В результате исследования в группе испытуемых были выявлены высокие значения по шкале «Общий показатель ОЖ» у - 35% испытуемых ; у 20% - низкие значения по шкале «Общий показатель ОЖ» Большее количество испытуемых – 65% имеют средние значения. Согласно иерархическому строению переменных самореализации личности выявленных в ходе эмпирического исследования можно констатировать, что в структурной организации самореализации личности сотрудников доминируют, имея высокий уровень выраженности: социально-значимые ценности — что свидетельствует о их стремлении проявлять свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда, личностного роста отдельных коллег, сотрудников, реализации себя исключительно во благо общего дела и других людей; оптимистичность — свидетельствует о доминировании позитивного психоэмоционального настроя сотрудников, у них практически всегда доминируют положительные эмоции, радость, предвосхищение результатов своей деятельности, оптимизм в начале всяких новых дел. Было выявлено в ходе эмпирического исследования специфических особенностей самореализации личности сотрудников доминирование социальной самореализации, что обуславливает связь со спецификой их профессиональной деятельности — это социальная активность, коммуникабельность, психологический такт в общении с сотрудниками и коллегами по работе, а также участие в социально значимых мероприятиях, направленных на повышение статуса организации. Данные сотрудники чаще и интенсивнее стремятся к своему самовыражению, желанием достичь высоких результатов в любом виде деятельности, для них очень важным является быть всегда в центре внимания других людей, занимать только ведущие позиции в коллективе, социуме, внести существенный вклад в развитие и процветание своей организации улучшить взаимоотношения среди коллег и в целом морально-психологический климат в коллективе. При этом для своего позиционирования, воплощения идей и реализации собственного потенциала они могут использовать широкий набор средств, в том числе неординарных, нестандартных подходов. У сотрудников с адаптивным уровнем самореализации выраженность переменных достигает среднего уровня самореализации личности. Самореализация наиболее успешных сотрудников отличается широкой вариативностью, обеспеченной высоким уровнем их профессиональной деятельности, а также многообразием способов и приемов соответствующего поведения. Они последовательны в выполнении своей профессиональной деятельности и упорны в достижении поставленных целей. Профессиональная деятельность способствует успешной постановке новых целей и освоению новых рубежей в продвижении своего совершенства, быстрому и качественному освоению специфических действий, приемов и способов самовыражения. Соотношение профессиональной деятельности и самореализации личности сотрудников свидетельствуют о продуктивности самовыражения, что приносит положительные плоды в развитии личности и освоении профессиональной деятельности. Высокие показатели эффективности профессиональной деятельности способствуют более качественному профессиональному самовыражению сотрудников, и это является условием самореализации личности. С целью повышения корпоративного внимания к проблемам мотивации профессиональной самореализации. В результате сравнительного анализа результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента можно сделать следующие выводы: - на 15% выросло количество сотрудников с высоким уровнем эффективной профессиональной деятельности; - соответственно на 15 % снизилось количество со средним уровнем и уровнем выше среднего эффективной профессиональной деятельности; - на 10% возросло количество сотрудником с интенсивным уровнем самореализации; - на 15 % возросло количество гармоничным уровнем самореализации; - на 25% снизилось количество сотрудников с адаптивныи уровнем самореализации; - при повторном исследовании не выявлено сотрудников с инертным уровнем самореализации. Результаты исследования на контрольном и констатирующем этапе эксперимента показали, что уровень самоэффективности профессиональной деятельности остались без изменений. Анализ результатов исследования на контрольном и констатирующем этапе эксперимента не выявил изменений уровня общего показателя оценки жизни. Анализ эффективности формирования мотивации профессиональной самореализации сотрудников МВД производился с помощью расчётов, с использованием Т-критерия Вилкоксона. Критерий применятся для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определим, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Выборка на которой проводилось исследование составляет 20 человек (n=20), для n=20 критическое значение Т при p=0,01, является равное 43, а при р=0,05, критическое значение Т=60. За нетипичный сдвиг было принято «нулевое значение» Тэмп = 6.9 Полученный в результате применение критерия Вилкоксона, Тэмп - значения находятся в зоне значимости, что говорит о том, что интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. Отсюда следует, что формирование мотивации профессиональной самореализации сотрудников МВД оказала положительное влияние на повышение уровня эффективности профессиональной деятельности
Читать дальше
1. Аксюта А.В., Васюкова Ю.А. Диагностика профессионально важных качеств у военнослужащих срочной службы// Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. №2. С. 125-130. 2. Андреева И.А. Профотбор и прогностическая значимость группы психологической пригодности курсантов вуза МВД России // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России. I Всероссийская научно-практическая конференция специалистов ведомственных психологических служб. 2012. Т.1. С. 65-68 3. Аринушкина Н. С., Сивохин М. В. Психологические компоненты профессиональной готовности студентов// Профессиональная ориентация – 2018. 4. Батищев, В. Н. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к боевым действиям / В. Батищев // Ориентир. - 2007. - № 9. -С. 52-56. 5. Бозаджиев В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7 – С. 98-99 6. Бондаренко М. Б. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: дис. ... канд. наук: 19.00.03 – 2020. 7. Борзов П. Е. Психологическая готовность к деятельности в условиях риска //ББК 88.4 С56. – 2017. – С. 27. 8. Брыкова, Е. Ю. Психологическая и личностная готовность к овладению воинскими специальностями: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Брыкова Елена Юрьевна. - М., 2015. - 171 с. 9. Вакарина Н.С., Зарубко, Е. Ю. Профессиональная адаптация и копинг-стратегии // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 246-253. 10. Екимова В.И., Картофельникова Н.Е., Кокурин А.В., Цеховская С.А. Модель прогнозирования профессиональной успешности на этапе подготовки бортпроводников // Психология обучения. №3. 2016. С. 47-57. 11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М., 2010. – 558 с. 12. Ефремова, О. С. Аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях: рекомендации и нормативные документы: стандарты / О. С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 636 с. 13. Жукова, В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2012. 14. Зимняя, И. А. Учебник для вузов: Педагогическая психология /И. А. Зимняя. — Москва: Логос, 2010. — 384с. 15. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. – 2007. 16. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 – 2007. 17. Кизилова, М. А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как сложное многоаспектное понятие / М. А. Кизилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 148-150. 18. Кучерявенко, И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 60-62. 19. Леонтьев В. Г. Мотивация и активность личности // Ежегодник РПО: материалы IV Всероссийского съезда РПО: в 3 т. Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. Т. 3. С. 236–237 20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова // М.: Смысл, 2006 — 63 с. 21. Носко, И. В. Компетентностная модель подготовки магистров к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / И. В. Носко //Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. -№ 6. - С. 145-148. 22. Петимко А.И. Исследование отношения к риску сотрудников ГПС МЧС России в проекции психосемантического пространства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94 С. 296-300. 23. Плешакова О. В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника// Вестник Башкирского университета – 2007. 24. Психология служебной деятельности : учебник и практикум для вузов / А. В. Кокурин [и др.] ; под общей редакцией А. В. Кокурина, В. Е. Петрова, В. И. Екимовой, В. М. Позднякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 375 с. 25. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни// Мир психологии. 2006. №4 (48). С. 38-46. 26. Попов, Л. М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования / Л. М. Попов, И. М. Пучкова, Устин П.Н. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2015. 27. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост.В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2019. — 855 с. 28. Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е.Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб.пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – 276 с. 29. Санжаева, Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 2 30. Снегирёв, А. Л., Суховецкая Е. Ю., Хомяков И. Д. Учебное моделирование в процессе формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров: монография // Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2014. - 123 с. 31. Собольников, В. В. Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 192 с. 32. Сорокина Ж.А. Развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами саморегуляции: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 – 2006. 33. Успенский И. В. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях //Акмеология. – 2010. – №. 1. – С. 75-78. 34. Шадриков, В. Д. Общая психология : учебник для вузов / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 411 с. 35. Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 – 2007 36. C. J. Skilton Involving Experts by Experience in Assessing Students' Readiness to Practise: The Value of Experiential Learning in Student Reflection and Preparation for Practice // Social Work Education. 2011. Vol. 30, is. 3. Р. 299–311. 37. Increasing Psychological Literacy and Work Readiness of Australian Psychology Undergraduates through a Capstone and Work-Integrated Learning Experience: Current Issues and What Needs to be Done / K. Hamilton, S.A. Morrissey, L.J. Farrell, M.C. Ellu, A. O'donovan, T. Weinbrecht, E. L. O'connor // Australian Psychologist. 2018. Vol. 53, is. 1. P. 151–160. 38. M. Kek, H. Huijser Exploring the combined relationships of student and teacher factors on learning approaches and self-directed learning readiness at a Malaysian 29 university // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36, is. 2. Р. 185–208. 39. T. Moore, J. Morton The myth of job readiness? Written communication, employability, and the “skills gap” in higher education // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, is. 3. P. 591–609.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Амбивалентность имени и субстантивные конструкции в английском языке
Количество страниц:
50
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Оптимизация бизнес-процессов торгового предприятия
Количество страниц:
50
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ИСТОРИЮ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История 20 века
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image