ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ, ПОНЯТИЕ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ……………………………………………………… 6
1.1 Период новорожденности, понятие и его особенности………….. 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы…………………………………… 10
1.3 Анатомо-физиологические особенности кровеносной, мочевой и костно-мышечной систем, кожи и системы анализаторов………………….. 13
ГЛАВА 2. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В НОВОРОЖДЕННОМ ПЕРИОДЕ.
ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ………………………………….. 18
2.1 Особенности нервно-психического развития в новорожденном периоде………………………………………………………………………….. 18
2.2 Особенности ухода за новорожденным ребенком 23
2.3 Работа медицинской сестры в организации ухода за детьми периода новорожденности……………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 38
Читать дальше
Любое государство в первую очередь обязано заботиться об охране детства и охране здоровья своих детей. Это основная задача любого государства и любого гражданского общества. Это забота о будущем.
В современных реалиях здравоохранение, должно быть направленно на улучшение качества медицинской помощи, увеличение её доступности изучение аспектов формирования здоровья детей, особенно периода новорожденности. Эти задачи являются приоритетными в практической медицине поскольку от решения этих задач во многом зависит здоровье нации.
Обостряющаяся экологическая обстановка, приводящая часто к неблагоприятному воздействию на здоровье населения и увеличивающее во многих странах заболеваемость новорожденных и смертность в неонатальном периоде, повышает актуальность рассматриваемых проблем на сегодняшний день.
Неонатальная смертность в раннем периоде является значимой составляющей младенческой и перинатальной смертности. Это один из важнейших показателей качества акушерской и неонатальной помощи.
Снижение заболеваемости и смертности среди детей в неонатальном периоде есть важнейшая задача современной медицины.
В период новорождённости или неонатальный период происходит перестройка организма ребенка для существования вне утробы матери. Это самый ответственный период и от него зависит дальнейшее здоровье ребенка в дальнейшем. Резкий переход от жизни в утробе матери к жизни вне её сопровождается стрессовыми ситуациями для ребенка. И насколько этот переход будет плавным зависит здоровье ребенка в дальнейшем.
Самое сильное воздействие происходит на нервную систему и психику ребенка, хотя часто неблагоприятно протекающая беременность и роды могут оказывать более пагубное влияние, чем любые внешние факторы в постнатальном периоде. Частота повреждений нервной системы у ребенка ещё в утробе матери или во время родов может достигать 80%. Чаще всего это легкие повреждения проявляющиеся в первый месяц жизни ребенка в виде нарушения сна, изменением тонуса мышц, возбуждением.
В педиатрии различают возрастные периоды. Это определенные отрезки времени жизни ребенка. Основное внимание в эти возрастные периоды уделяется состоянию центральной нервной системы, которая определяет нервно-психическое развитие, особенностям эндокринной и иммунной систем.
В эти возрастные периоды даётся характеристика наиболее часто встречающихся патологий. В периоде новорожденности – это неонатальная адаптация поскольку это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды.
Поэтому есть определенные рекомендации, которые важно осуществлять сразу после рождения ребенка. Это:
1.положить ребенка на живот матери;
2. приложить новорожденного к груди матери в родильном зале;
3 обеспечить совместное пребывание матери и ребенка в послеродовой палате.
Такие меры могут помочь в адаптации ребенка к вне утробной жизни, да и самой матери улучшить её психоэмоциональное состояние.
Различают ранний неонатальный период – от момента перерезки пуповины до конца 7-8 суток жизни ребенка.
Также выделяют поздний неонатальный период – с 8-го по 24-28 день жизни ребенка.
Самый ответственный период адаптации для ребенка это - ранний неонатальный период.
В этот период происходит приспособление жизненно важных систем ребенка к жизни ребенка вне утробы матери. Здесь выделяются такие моменты наибольшего напряжения реакций адаптации:
1. первые 30 минут жизни – острая респираторно-гемодинамическая адаптация;
2. период от 1 до 6 часов – синхронизация основных функциональных систем организма;
3. на 3-4-е сутки жизни ребенка – напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на молочный тип питания и анаболический тип обмена веществ.
В позднем периоде происходит дальнейшая адаптация новорожденного к условиям внешней среды. Самыми важными критериями благополучного развития ребенка в этот период являются динамика увеличения массы тела и роста ребенка. Так же важными показателями являются состояние сна, хороший мышечный тонус, активное движение, состояние органов и систем, нормальное нервно-психическое развитие.
Первые 28 дней после рождения или период новорожденности самые ответственные дни, когда ребенок привыкает жить вне утробы матери. Происходит формирование организма ребенка и часто родители ребенка не знают, даже если ребенок не первенец, в норме ли те процессы, которые происходят с ребенком. Именно в этот период, период новорожденности и требуется очень внимательный уход за ребенком.
С первой недели при нормальном развитии и хорошем уходе, ребенок начинает улыбаться, сначала во сне, а затем и во время бодрствования. К концу первого месяца ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбку и ласковое обращение к нему.
Все это возможно только при тесном контакте ребенка с родителями и ухаживающими за ним родственниками.
Поэтому необходим как можно более тесный контакт новорожденного ребенка с его родителями, постоянное общение, разговоры, ласковое обращение.
Крайне важно чтобы медицинский персонал всегда мог вовремя проконсультировать ребенка в случае каких-либо отклонений в развитии ребенка в первый месяц его жизни. В этом заключается основная работа медицинского персонала и особенно медицинских сестер.
Таким образом: Период новорожденности считается наиболее ответственным периодом в жизни ребенка, ибо в этот момент ребенок привыкает к жизни вне утробы матери и начинает привыкать к условиям внешней среды. Он становиться самостоятельным. Нервно-психическое развитие ребенка в неонатальном периоде является важнейшим для дальнейшего роста и развития здорового ребенка. Необходимо понимать некоторые особенности развития новорожденного в первый месяц его жизни, понимать их и делать всё необходимое для сохранения здоровья ребенка в этот ответственный период его жизни.
Читать дальше
1. Азарова Е.В. Клинико-микробиологическая характеристика ранней неонатальной адаптации новорожденных / Е.В. Азарова, А.А. Вялкова, Т.В. Космович // Перинатальная медицина: от предгравидарной подготовки к здоровому материнству и детству: тезисы общественной конференции с международным участием. — М.: Status Praesens, 2016. — С. 3.
2. Александрова А.Г. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации / А.Г. Александрова [и др.]. — М., 2015. — 164 С.
3. Байбарина Е.Н. Модернизация службы охраны материнства и детства в Российской Федерации: результаты и перспективы / Е.Н. Байбарина, О.С. Филиппов, Е.В. Гусева // Акушерство и гинекология. — 2013. — № 12. — С. 4-6.
4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов // Педиатрия. — 2012. — Т. 91, № 3. — С. 9-14.
5. Винокурова Л.Н. Электрокардиография у доношенных новорождённых с гипоксически-ишемическими поражениями ЦНС в раннем неонатальном периоде / Л.Н. Винокурова, Н.Б. Мерзлова // Материалы 7 российского конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». — М., 2008. — С. 175-176.
6. Григорьев К.И. Особенности оказания сестринской помощи детям: учеб. пособие К.И.Григорьев, Р.Р. Кильдиярова Р.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.-272 с.: ил.
7. Ермолаев С. С. Комплексная оценка психомоторного развития недоношенных детей различного гестационного возраста на первом году жизни: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С. С. Ермолаев. — М., 2006. — 24 с.
8. Заваденко Н.Н. - Недоношенность и низкая масса тела при рождении как факторы риска нарушений нервно-психического развития у детей / Н.Н. Заваденко, Л.А. Давыдова // Российский вестник перинатологиии и педиатрии. — 2018. — № 4. — С. 43-51.
9. Задержка развития плода при табакокурении матерей / Л.Г. Киселева [и др.] // Неонатология: новости, мнения, обсуждение 2017г — № 3. — С. 89-96.
10. Каландия М.Р. Особенности сердечно-сосудистой, вегетативной нервной систем и профилактика их нарушений у новорожденных и детей раннего возраста с задержкой внутриутробного развития: автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.Р. Каландия. — Смоленск, 2009. — 16 С.
11. Кильдиярова Р.Р. - Оценка физического развития новорожденных и детей раннего возраста / Р.Р. Кильдиярова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2017. — Т. 6. — С. 62-68.
12. Ковальчук-Ковалевская О.В. - Нарушение формирования ЦНС у новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития / О.В. Ковальчук-Ковалевская, В.М. Прокопенко, А.В. Вьюшина // Журнал акушерства и женских болезней. — 2011. — Т. 60. — С. 86-90.
13. Малинин А.Н. - Клинико-функциональная характеристика детей первого года жизни, перенесших критическое состояние в периоде новорождённости: автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.Н. Малинин. — М., 2010. — 23 С.
14. Нарушения нервно-психического развития у недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении / Н.Н. За-ваденко [и др.] // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. — 2015. — Т. 94, № 5. — С. 142-148.
15. Неонатология: национальное руководство. Краткое издание / под ред. Н.Н. Володина. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2014. — 896 С.
16. Петрова А.С. - Особенности адаптации недоношенных новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела и состояние их здоровья на первом году жизни в зависимости от вариантов перинатального ведения: автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.С. Петрова. — М., 2016. — 27 С.
17. Результаты выхаживания детей с экстремально низкой массой тела: региональный опыт / А.Л. Карпова [и др.] // Неонатология: новости мнения, обучения. — 2015. — № 2 (8). — С. 68-73.
18. Рюмина И.И. - Организация грудного вскармливания новорожденных в перинатальном центре / И.И. Рюмина [и др.] // Неонатология: новости, мнения, обучение, 2017г — № 4 (18). — С. 149-160.
19. Соколова Н.Г. - Сестринский уход за здоровым новорождённым: учебное пособие / Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 278 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
20. Справочник неонатолога. Под ред. В.А. Таболина, Н.П. Шабалова. – Л.; Медицина, 1984. – 320 с.
21. Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб.пособие/ В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. 598с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
22. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. Том 1. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с.
23. Greenough A., Osborne J., Sutherland Sh. Congenital, perinatal, and neontal infections. 2000. - 287p.
24. Pop-Jordanova Nada, Boskovska Valentina, Avramvska Vesna. Psychosomatic assessment with tension type headache // Pediatr. Croat. 1998. -Vol. 42.-Nl.-P. 33-37.
25. Gomella T.L., Cunningham M.D. Neonatology. Prentice-Hall International Inc. - 1998. - P. 293 - 495, 611 - 621.
26. Vannucci R.C., Perlman J.M. Interventions for perinatal hypoxic-ischemic encephalopathy // Pediatrics. 1997. - Vol. 100. - P.l 004 - 1014.
Читать дальше