ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДДИКЦИЯМ 7 1.1. Понятие аддикции и её особенности 7 1.2. Предрасполагающие факторы развития аддикций 9 1.3. Виды аддикций и их особенности 12 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 17 2.1. Сущность социально-педагогической работы 17 2.2. Нормативно-правовая база работы с подростками-аддиктами 20 2.3. Деятельность социальных институтов по профилактике и коррекции аддикций у подростков 24 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29 3.1. Разработка социально-педагогической технологии профилактики аддиктивного поведения подростков 29 3.2 Оценка эффективности социально-педагогической технологии профилактики аддиктивного поведения подростков 34 3.3 Рекомендации по повышению эффективности социально-педагогической технологии в работе с подростками с аддиктивным поведением 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46

Социально-педагогические технологии в работе с подростками с аддиктивным поведением

курсовая работа
Психология
40 страниц
50% уникальность
2023 год
3 просмотров
василенко в.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДДИКЦИЯМ 7 1.1. Понятие аддикции и её особенности 7 1.2. Предрасполагающие факторы развития аддикций 9 1.3. Виды аддикций и их особенности 12 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 17 2.1. Сущность социально-педагогической работы 17 2.2. Нормативно-правовая база работы с подростками-аддиктами 20 2.3. Деятельность социальных институтов по профилактике и коррекции аддикций у подростков 24 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29 3.1. Разработка социально-педагогической технологии профилактики аддиктивного поведения подростков 29 3.2 Оценка эффективности социально-педагогической технологии профилактики аддиктивного поведения подростков 34 3.3 Рекомендации по повышению эффективности социально-педагогической технологии в работе с подростками с аддиктивным поведением 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
Читать дальше
Актуальность. Проблема аддиктивного (зависимого) поведения не является новой для России, она присутствует в стране уже более трёх десятилетий. Но особо актуальной она становится в последнее время среди подростков: так, по данным МВД РФ, число несовершеннолетних, погибших от отравления наркотическими веществами в России, с 2017 года по 2022 год выросло в 2,5 раза, при этом количество стоящих на учёте в учреждениях Минздрава и ФСИН подростков-наркоманов за этот период снизилось[В России за пять лет в 2,5 раза выросло число погибших от наркотиков детей и подростков [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/16548601 (дата обращения: 13.05.


Рассчитайте сколько стоит реферат на заказ в Хабаровске с помощью нашего онлайн-калькулятора.


.2023)]. Это говорит о том, что распространённость наркомании среди подростков хоть и снижается, но становится более опасной и летальность от неё растёт. Хорошо известно, что зависимости, причём не только химические, могут иметь серьёзные последствия для учёбы, социальных связей, физического и психического здоровья молодых людей, стать причиной преждевременной смерти. Доказано, что употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте влияет на физические и психическое здоровье на протяжении всей жизни человека. Традиционно основное внимание государства и общества уделяется химическим зависимостям – наркомании, курению, алкоголизму и др. Но поведенческие (нехимические) зависимости, которым уделяется меньшее внимание, также широко распространены среди подростков и могут нести в себе серьёзные риски. И, хотя в последнее время наблюдается снижение распространённости аддикций среди несовершеннолетних (по данным ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, распространённость табакокурения среди городских школьников снизилась с 24,7% у мальчиков и 22,0% у девочек в 2010-2011 гг. до 9,2% и 8,6% соответственно к 2020 году, при том, что в целом по населению РФ распространённость курения составляет примерно 26,8% по данным ВОЗ), какие-то виды всё же остаются весьма распространёнными, а некоторые, такие как наркомания, становятся всё более опасными[Turning down the alcohol flow. Background document on the European framework for action on alcohol, 2022–2025[Электронный ресурс] // WHO. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/EUR-RC72-BG-4 (дата обращения: 13.05.2023)]. Международные эксперты связывают снижение распространённости употребления подростками алкоголя, наркотиков и табака с ужесточением возрастных ограничений на продажу алкогольной и табачной продукции, борьбой с наркопреступностью, изменением социальных норм и лучшим пониманием подростками последствий употребления наркотиков, табака и алкоголя, в том числе благодаря цифровым и социальным технологиям. Но всё ещё предстоит принять ряд важных мер по снижению распространения аддикций, например, ввести минимальные цены на алкоголь во всём мире, к чему призывает ВОЗ.[ World Drug Report 2021 [Электронный ресурс] // United Nations. 2021. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/wdr2021.html (дата обращения: 13.05.2023)] [No place for cheap alcohol: the potential value of minimum pricing for protecting lives [Электронный ресурс]// WHO. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289058094 (дата обращения: 13.05.2023).] При этом растёт распространённость других зависимостей, например, включённого в МКБ-11 Всемирной организации здравоохранения игрового расстройства – зависимостью от видеоигр, как от онлайн, так и от офлайн формата, которое приводит к последствиям для здоровья, в том числе к ожирению. ВОЗ сообщает, что в Европейском регионе каждый третий ребёнок имеет лишний вес или ожирение, в том числе из-за игровой зависимости, что несёт в себе в свою очередь риски развития других заболеваний. [Turning down the alcohol flow. Background document on the European framework for action on alcohol, 2022–2025[Электронный ресурс] // WHO. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/EUR-RC72-BG-4 (дата обращения: 13.05.2023).] Всё это подтверждает актуальность исследований по проблеме аддикций и то, что разработка, доработка и внедрение в жизнь социально-педагогических технологий является крайне важным как для профилактики аддиктивного поведения среди подростков, так и для сопровождении подростков с уже сформировавшейся аддикцией. Теоретические основы исследования составили психоаналитический подход в психологии, а также работы одних из основоположников аддиктологии Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой, а также А.Ю. Егорова[Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения.. - 1 изд. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.], В.Е. Харсеевой, А.А. Реана, Е.Г. Шубниковой и др. Цель исследования – разработка социально-педагогической технологии по работе с подростками с аддиктивным поведением. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические подходы к аддикциям, их причины, охарактеризовать виды аддиктивного поведения среди подростков; - изучить и описать сущность социально-педагогической работы с подростками с аддиктивным поведением и соответствующие технологии; - проанализировать практики социальных институтов по работе с подростками с аддиктивным поведением; - разработать социально-педагогическую технологию профилактики аддиктивного поведения среди несовершеннолетних. Объект исследования – аддиктивное поведение. Предмет исследования – социально-педагогические технологии в работе с подростками с аддиктивным поведением Новизна – попытка объединения в одной технологии различных направлений профилактической деятельности. Практическая значимость – возможность внедрения в социальные и образовательные учреждения. Методы исследования – анализ, синтез.

Читать дальше
В ходе работы была достигнута цель - разработана социально-педагогическая технология по работе с подростками с аддиктивным поведением и решены поставленные задачи. Итак, проведённый в работе анализ позволяет сделать следующие выводы. Проблема подросткового аддиктивного поведения является крайне важной для социума и ею на протяжении десятилетий активно занимаются многие социальные институты, в некоторых областях уже достигнут успех (в частности в РФ фиксируется снижение распространённости курения среди несовершеннолетних), но всё же ещё многое предстоит усовершенствовать. Аддиктивное поведение есть попытки ухода от реальности путём изменения своего сознания, которое может достигаться как употреблением широкого спектра психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак и многое другое), так и выполнением определённых действий (занятий спортом, компьютерных или онлайн-игр и так далее). Аддикции бывают индивидуальными и групповыми, химическими и нехимическими. Список аддикций в МКБ-11 расширен за счёт игровой зависимости. Существует целый ряд факторов, предрасполагающих к возникновению аддиктивного поведения: внутренних и внешних; социальных, медико-биологических и психологических. Подростки в силу своих возрастных особенностей наиболее уязвимы к возникновению аддиктивного поведения. Аддикции часто формируются именно в подростковом возрасте. Существуют социально-педагогические технологии по работе с подростками с аддиктивным поведением, это и технологии профилактики, и технологии сопровождения подростков с аддиктивным поведением, и технологии по лечению аддикций. В России существует развитая нормативно-правовая база по работе с подростками-аддиктами, важнейшей частью которой является ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». При этом отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы уделяли особое внимание нехимическим (поведенческим) аддикциям, например, игровому расстройству и лудомании, профилактике и борьбе с ними. Целый ряд социальных институтов занимается профилактикой аддиктивного поведения в среде подростков: семья, школа, правоохранительные органы, пенитенциарная система, досуговые и социальные центры. В образовательных учреждениях, в первую очередь в общеобразовательных школах, профилактика проводится в нескольких направлениях: в диагностическом, информационно-просветительском, организационно-досуговом и социально-поддерживающем. На основе полученной информации была разработана социально-педагогическая технология по профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних, целью которой является формирование у подростков стойкой негативной установки к употреблению алкоголя, наркотических средств и других форм аддикций. Упражнения, вошедшие в программу по профилактике аддиктивного поведения, были направлены на осознание границ личности, формирование ресурсов личности, осознание важности системы ценностей, выработку ответственности за собственную жизнь и уважения к себе. Кроме того, упражнения направлены на создание и дальнейшее развитие здорового стиля жизни, позволяющего легче преодолевать трудные жизненные ситуации и стресс без обращения к алкоголю и другим психоактивным веществам, становясь заложником собственных привычек и носителем аддиктивного поведения. В конце работы были даны рекомендации по повышению эффективности социально-педагогической технологии в работе с подростками с аддиктивным поведением.
Читать дальше
1. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - С. 9-15. 2. Боброва И.А., Францева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 296-299. 3. В России за пять лет в 2,5 раза выросло число погибших от наркотиков детей и подростков [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/16548601 (дата обращения: 13.05.2023). 4. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения.. - 1 изд. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с. 5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: "Олсиб", 2001. - 251 с. 6. Никитин В.В. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2002. - 236с 7. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. — Вып. 7. — Екатеринбург : СВ-96, 2012. 8. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с. 9. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика): учеб. пособие для студ. пед. вузов / под общ. ред. Н.А. Соколовой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 350 с. 10. Чипсанова С.Г. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014 11. Яроцкая А.В. Правовое регулирование деятельности социальной работы с подростками девиантного поведения в Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2019 12. DIGITAL 2020: 3.8 BILLION PEOPLE USE SOCIAL MEDIA [Электронный ресурс] // We Are Social, 2020. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media/ (дата обращения: 13.05.2023). 13. No place for cheap alcohol: the potential value of minimum pricing for protecting lives [Электронный ресурс]// WHO. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289058094 (дата обращения: 13.05.2023). 14. Turning down the alcohol flow. Background document on the European framework for action on alcohol, 2022–2025[Электронный ресурс] // WHO. URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/EUR-RC72-BG-4 (дата обращения: 13.05.2023). 15. WHO-EURO-2022 [Электронный ресурс] // WHO. URL: who.int/iris/bitstream/handle/10665/362478/WHO-EURO-2022-6068-45833-65990-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 13.05.2023). 16. WHO. 1 in 3 children in the WHO European Region is living with overweight or obesity // WHO, URL: https://www.who.int/europe/news/item/10-05-2023-1-in-3-children-in-the-who-european-region-is-living-with-overweight-or-obesity (дата обращения: 13.05.2023). 17. WHO. ВОЗ. Поведенческие аспекты употребления алкоголя подростками: тенденции и социальные неравенства в Европейском регионе ВОЗ, 2002–2014 годы. - 2018. - 85 с. 18. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н.: Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"/Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с 19. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: уч. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 447с. 20. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) 21. Нестерова Г. Ф., Астэр И. В. Технология и методика социальной работы. СПб.: ИМЕНА, 2006 г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Заведомо ложный донос
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Современные подходы к пониманию государства
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Способы продвижения уникальных отелей в разных странах мира
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image