Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков младших школьников..........................................................................................5
1.1.Коммуникативные навыки и их роль в образовании...................................5
1.2.Психологические особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.................................................................8
1.3.Педагогические методики и подходы к развитию коммуникативных навыков у детей...................................................................................................10
Глава 2.Педагогические условия для развития коммуникативных навыков на уроках окружающего мира.................................................................................12
2.1.Организация учебного процесса на уроках окружающего мира.............12
2.2.Использование интерактивных методов обучения и игр для стимулирования коммуникативной активности...............................................13
2.3.Роль учителя в формировании коммуникативных умений у младших школьников.........................................................................................................15
Глава 3. Эффективность педагогических условий на практике......................19
3.1.Описание и проведение экспериментального исследования.....................19
3.2.Анализ полученных результатов................................................................19
3.3.Выводы об эффективности применения педагогических условий для развития коммуникативных навыков младших школьников.........................22
Заключение........................................................................................................26
Список литературы.............................................................................................27
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены и проанализированы педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных навыков младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование выявило следующие ключевые выводы.
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников является актуальной задачей, обусловленной современными социальными и образовательными требованиями.
Результаты исследования подтверждают, что уроки окружающего мира представляют собой уникальную возможность для развития навыков общения, а также способствуют формированию у младших школьников интереса к изучению мира.
Работа учителя играет решающую роль в формировании коммуникативных навыков учащихся. Компетентный педагог, применяющий интерактивные методы обучения, способствует активной коммуникации и развитию языковых навыков у детей.
Организация учебного пространства и использование разнообразных учебных материалов способствуют более эффективному развитию коммуникативных навыков младших школьников. Работа в группах и совместные проекты на уроках окружающего мира способствуют развитию навыков сотрудничества, уважения мнений других и решению задач в команде. Педагоги и образовательные учреждения должны стремиться к постоянному совершенствованию методов и подходов к развитию коммуникативных навыков у младших школьников, учитывая изменяющиеся потребности и контекст образования. В итоге, исследование подчеркивает важность создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков на уроках окружающего мира. Оно позволяет не только развивать учебные компетенции, но и формировать ключевые социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Читать дальше
1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-i-navykov-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09.2023).
2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5. - С. 51-61.
3. Блохина Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - № 2. - С. 67-70.
4. Бодалев А. А. Психология общения : учеб.-метод. пособие. - М. : МОДЭК, МПСИ, 2017. - 320 с.
5. Бориснев С. В. Социология коммуникации : учеб. пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 273 с.
6. Дыбина О. В. и др. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2021. - 64 с.
7. Жданова Е.Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских и общеучебных умений младших школьников. Студенческая наука и XXI век. 2021; 9: 451 - 453.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2021. - 152 с.
9. Караулов Ю. Н. Научная школа «языковая личность» // Гуманитарные исследования. - 2018. -№ 3. - С. 14-23.
10. Краева А. А. Особенности формирования учебного диалога у детей шести-семи лет в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 8 (62): в 2-х ч. -Ч. 1. - С. 186-188.
11. Краева А. А., Привалова С. Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2017. №8.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2019. - 320 с.
13. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации : учеб. пособие. - М. : Рефл-бук, 2021. - 656 с.
14. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компететности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 8. - С. 213-217.
15. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ. Москва: Прометей, 2019. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240526
16. Сиротюк А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2021. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
17. Турлова Е.А., Фомина С.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности. Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2021; 7: 167 - 171.
18. Формирование ключевых компетентностей у детей младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Дыбиной и др. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 114 с.
19. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. Available at: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=453046
20. Янгирова В.М., Бейгул Л.А. Педагогические условия развития коммуникативных умений младшего школьника. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы III Международной научной конференции. 2020: 33 - 35.
Читать дальше