Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимосвязи оценки младшего школьника себя и окружающих и уровня тревожности 5
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Тревожность в структуре личности младшего школьника 7
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи оценки младшего школьника себя и окружающих и уровня тревожности 11
2.1. Организация и методы исследования 11
2.2. Анализ результатов исследования 13
Заключение 18
Список литературы 19
Читать дальше
Итоги работы позволяют сформулировать несколько тезисов. Возрастной период младшего школьного детства является сложным и важным периодом развития личности, т.е. периодом ее становления, в нем сочетаются множество противоречий. В этом возрасте дети часто неадекватную самооценку, плохо контролируют свои эмоции, не способны выстраивать социальные связи. У них часто возникают проблемы в общении и нетерпимость при неудовлетворенности потребностей, при этом для них очень важно мнение окружающих.
Тревожность представляет собой индивидуальное свойство личности, которое отражает склонность человека расценивать окружающий мир с точки зрения потенциальной опасности и угрозы. Личностная тревожность проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в разнообразных жизненных обстоятельствах, ситуативная тревожность приурочена к определенным ситуациям. Открытая форма тревожности отличается от скрытой формы явными заметными признаками беспокойства.
Результаты экспериментального исследования показали, что у большого количества младших школьников высокий и средний уровень тревожности, при этом факторами высокой тревожности оказались: страх не соответствовать ожиданиям, общая тревожность к школе, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Анализ результатов позволил заключить, что у детей с низким уровнем оценки себя преобладает высокий уровень тревожности, у детей с адекватной (средней самооценкой) ярко выражен низкий уровень тревожности. Это говорит о том, что дети, которые склонны оценивать себя как хуже других, а окружающих считают лучше себя, имеют высокий уровень тревожности. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер, 2017. – 167 с.
2. Вахтель Л.В., Климова Н.Е. Соотношение понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в отечественной и зарубежной литературе // В сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок. –2019. – С. 241-243.
3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №T31. – С. 46-50
4. Дубровина Л.А., Добрынина А.О., Забавнова М.В. Формирование самооценки младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №13. – С. 16-19.
5. Живодуева А.А. Теоретический анализ исследования динамики тревожности младших школьников // Молодой ученый. – 2021. – №13. – С. 365-366.
6. Индейкина О.С., Николаева А.О. Исследование тревожности у школьников 13-15 лет / О.С. Индейкина // Научный альманах. – 2021. –№10. – С. 136-138.
7. Кирюшина О.Н. Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников // Педагогическое образование: традиции и инновации. – 2022. – №1. – С. 55-62.
8. Корепанова Н.Л. Тревожность. Её причины и следствия: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35-37.
9. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 480 c.
10. Лебедева С.И. Условия психического и личностного развития младших школьников // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-18.
11. Никулина Н.Н. Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» . – 2019. – С.34-39.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Москва. – 2015. – 249 с.
13. Первутинская Ю.В. Формирование самооценки младших школьников. // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2020. – С.45-48.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек». – 2016. – 304 с.
15. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 496с.
16. Разумова Е.М. Тревожность в структуре личности // В сборнике: психология личности. – Магнитогорск, 2019. – С. 155-161.
17. Хабибуллина И.Д., Бодня Д.А., Гончарова К.Р.Причины формирования тревожности у младших школьников // В сборнике: Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. – 2019. – С. 13-16.
18. Шипкова А.А., Шадрина С.Н. Выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Научный электронный журнал Меридиан. –2018. – №3. – С. 183-186.
19. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высшей. учеб. заведений. – М.: Прогресс, 2019. – 296 с.
20. Юсупов И.М. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Самара: СамаИКП-СНЦ РАН, 2015. – С.45–56.
Читать дальше