Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания 5
1.2 Возможности средств информатики в эстетическом воспитании школьников 10
Глава 2. Практическая работа по эстетическому воспитанию школьников средствами информатики 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты исследования 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 31
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами было рассмотрено понятие эстетического воспитания, его сущность, возможности средств информатики в эстетическом воспитании и реализована практическая работа.
Главная задача современной общеобразовательной школы – это воспитание гармонично развитой личности, для этого необходимо в полной мере использовать возможности каждого учебного предмета. При этом эстетическое воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Все школьное обучение должно ставить перед собой задачу сформировать гармонически развитую личность. В свою очередь эстетическое развитие определяет уровень эстетической воспитанности, критерием которой является овладение эстетической культурой. Данное понятие рассматривается как часть духовной культуры, направленное на формирование эстетических оценок, суждений, понятий, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий, при этом компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Средства информатики позволяют реализовать эстетическое воспитание, в том числе: индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; развитие эстетического восприятия окружающего мира; формирование механизма эстетического самообразования; развитие эстетических чувств, эмоций, развитие воображения; совершенствование эстетических отношений, восприятия, чувства, вкуса.
В результате практической части исследования разработана серия практических работ по изучению графического редактора Inkscape. Целью данных работ является повышение уровня эстетической воспитанности школьников при изучении графического редактора. Впоследствии данные работы могут быть апробированы в Муниципальных общеобразовательных учреждениях. показано, что средствами информатики можно реализовывать эстетическое воспитание школьников. Об этом говорят результаты проведенной диагностики до и после уроков информатики, направленных на эстетическое воспитание. Так, в начале исследования у многих школьников был выявлен низкий уровень эстетического воспитания, а при повторной диагностике оказалось, что процент таких учащихся снизился. Полученные результаты проведенной работы позволяют рассматривать средства информатики в воспитании эстетических качеств как эффективные.
Читать дальше
1. Баранок В.Н. Система подходов к эстетическому воспитанию школьников // В сборнике: Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы ІІІ Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 24-26.
2. Бочарова И.Ю. Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики // В сборнике: Наука, образование, общество. Проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 21-22.
3. Волощенко Н.К. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников // В сборнике: Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 26-30.
4. Есполова Г.К. Эстетическое воспитание учащихся начальных классов в процессе внеурочных наблюдений // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 144-146.
5. Жесткова Е.А., Самсонова А.А. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в современной школе // В сборнике: Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 58-60.
6. Коннова И.В., Аллёнов С.В. Об эстетическом воспитании средствами информатики // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
7. Коннова И.В., Аллёнов С.В. Об эстетическом воспитании средствами информатики // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –№5-3. – С. 371.
8. Панфёрова А.Д. Диагностика уровня развития эстетических ориентаций подростка как компонент качества образования // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. – 2017. – С. 2927-2931.
9. Поспелова Ю.Л. Роль современных компьютерных технологий в сфере эстетического воспитания школьников // В сборнике: Информационные технологии в образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2021. – С. 118-122.
10. Ренева Т.В. Эстетическое воспитание на уроках информатики // В сборнике: Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 124-125.
11. Салеев В. А. Эстетическое воспитание в XXI веке: сущность, цели, задачи / // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 47–53.
12. Сейдалыева А.С. Методы и приемы эстетического воспитания младших школьников // В сборнике: Actual scientific research 2018. Материалы XXXVII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 573-574.
13. Сергеева Б.В., Петренко Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 428-432.
14. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2015. – № 4. – С.146-149.
15. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема // Инновационная наука. – 2015. – Т.2. – №4. – С. 148-153.
16. Чупрова Н.П. Об эстетическом воспитании средствами информатики // В сборнике: Роль школы в воспитании подрастающего поколения (к 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской). Материалы VI Забайкальских краевых педагогических чтений. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.И. Зимирева. 2019. С. 183-186.
17. Щелокова О.Н. Специфические особенности нравственно-эстетического воспитания школьников // Культура. Духовность. Общество. – 2016. – №23. –С. 177-181.
18. Юнусова Э.А.Г. Особенности эстетического воспитания младших школьников // Среднее профессиональное образование. – 2020. – №9. – С. 54-56.
Читать дальше