ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» 5
1.1 Понятие дети «группы риска» 5
1.2 Характеристика детей «группы риска» 6
1.3 Выявление и сопровождение детей «группы риска» 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» 11
2.1 Организация и проведение эксперимента 11
2.2. Программа «Путь к себе» 12
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Процесс развития личности подростка иногда во многом зависит от окружающего его социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и т. д. Соотношение разнонаправленных влияний (как положительных, так и отрицательных) в том или ином пространстве во многом определяет возможные возможности формирования личности. В школе как образовательном учреждении обеспечивается социализация подростка, которая готовит его к самостоятельной жизни путем формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе воспитания и обучения; создаются условия для освоения ребенком различных форм жизнедеятельности и развития духовного потенциала его личности.
Разница между подростками из группы риска заключается в их опыте одиночества и беспомощности. В нашей стране под термином «беспомощность» понимают состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой нетерпеливости, не принимает и не умеет неформально просить помощи у других или находится в неприятном состоянии.
Таким подросткам необходимо создавать условия для того, чтобы субъект развития принимал оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, то есть сопровождал их.
Психолого-педагогическая поддержка подростков из группы риска представляет собой широкий спектр разноплановых мероприятий, поэтому требует участия компетентных специалистов, объединенных в Комитет психолого-педагогической поддержки - коллегиальный орган образовательного учреждения, развивающий и предлагающий подросткам и семье.
Комплекс мероприятий был ориентирован на подростков и их родителей. Использовались такие формы работы, как занятия, собеседования, профориентационные игры, упражнения, экскурсии, антинаркотические кампании, тренинги и т. д. Были проведены родительские собрания с родителями. Они также активно участвовали в школьной жизни.
Результатом комплекса мероприятий по психолого-педагогической поддержке подростков группы риска» является:
- предотвращение негативных явлений,
- профессиональное определение подростков,
- решение психолого-педагогических проблем семьи,
- повышение уровня самооценки детей и подростков,
- формирование ценностных ориентаций у подростков и т.д.
Таким образом, цель исследования была достигнута и поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Акутина С.П. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя в условиях современного образовательного процесса.— Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы YII Всерос. научн.—практ. конф.—Арзамас: АГПИ, 2011.— 172 с., авт. 29–33.
2. Акутина С.П. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода / С.П. Акутина, М.В. Маркеева // Школа будущего, 2012, № 1.— 137–144 с.
3. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. СПб: Питер, 2012. 336 с.
4. Коваль В.В. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 210-211.
5. Кузнецова, О. С. Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации / О. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44445/ (дата обращения: 12.10.2023).
6. Маслова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней школы № 2 имени Александра Сергеевича Пушкина // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 632-634.
7. Назаров И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4 (16). С. 215-221.
8. Нестеренко И.С. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска // Вестник университета (государственный университет управления). 2012. № 16. С. 239-244.
9. Панова Т.В. Социально-психологические особенности подростков «группы риска» // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 364-368.
10. Сурикова, М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М. Д. Сурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 607-609. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6578/ (дата обращения: 12.10.2023).
11. Точиева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных ситуаций // Известия Южного федерального университета. 2015. № 8. С. 117-122.
Читать дальше