Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту организации? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!
В мышлении, основанном на чувственной информации, делаются определенные теоретические и практические выводы. Мышление – это особый вид теоретической и практической деятельности, включающий в себя систему входящих в нее действий и операций исследовательского, познавательного и преобразующего характера [2]. Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок думает, действуя с предметами и воспринимая предметы. Речь включается в познавательную деятельность ребенка очень рано. С включением речи у детей начинает развиваться логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление – это способность оперировать словами и понимать логику рассуждений [3]. Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции. Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок узнает значения слов, связанных с предметами и действиями, учится использовать их при решении задач. А на втором этапе они изучают систему понятий, обозначающих отношения, и усваивают правила логики рассуждений [18]. Именно такое мышление позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря такому мышлению ребенку удается решать мыслительные задачи самым абстрактным образом. Принимая во внимание положение отечественной психологии о том, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, мы считаем, что в ней можно найти резервы, позволяющие ненасильственно адекватно развивать мышление ребенка. Значение дидактической игры для умственного воспитания детей очень велико. В играх с игрушками, различными предметами и картинками ребенок накапливает чувственный опыт. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре неразрывно связано с развитием его логического мышления и умения выражать свои мысли словом. Для решения игровой задачи требуется сравнить особенности предметов, установить сходства и различия, обобщить, сделать выводы. Таким образом, развивается способность делать суждения, делать выводы, а также умение применять свои знания в разных условиях. Это возможно только в том случае, если дети обладают конкретными знаниями о предметах и явлениях, составляющих содержание игры. Увлекательные дидактические игры вызывают у дошкольников интерес к решению психических задач: успешный результат умственных усилий, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Учитывая все вышеизложенное, можно считать тему работы «Использование игр-головоломок в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» актуальной. Объектом исследования является процесс развития приемов логического мышления дошкольников. Предметом исследования является комплекс игр-головоломок, направленных на развитие приемов логического мышления дошкольников. Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс игр-головоломок, направленных на развитие приемов логического мышления дошкольников, и доказать его эффективность. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Выявить особенности развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и доказать эффективность комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логических приемов мышления, и систематизировать игры по уровням сложности. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы. Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов и др.); теоретическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожц, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); разработки в области методики развития мышления детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, О.К. Тихомиров). Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста. База экспериментального исследования. Структура работы включает в себя введение, три главы с подразделами, заключение, список источников и литературы, приложение.