ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Характеристика мышления с точки зрения педагогики 6 1.2. Особенности развития логических приемов мышления в старшем дошкольном возрасте 9 ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 12 2.1. Характеристика уровней развития логических приемов мышления 12 2.2. Разновидности и способы применения игр-головоломок в повседневном использовании развития логического мышления в ДОУ 13 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 3.1. Исследование начального уровня развития логического мышления 15 3.2. Реализация в педагогическом процессе ДОУ комплекса дидактических игр-головоломок, направленных на развитие логических приемов мышления 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24 ПРИЛОЖЕНИЕ А 26

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
35% уникальность
2023 год
13 просмотров
Маргарита А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Характеристика мышления с точки зрения педагогики 6 1.2. Особенности развития логических приемов мышления в старшем дошкольном возрасте 9 ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 12 2.1. Характеристика уровней развития логических приемов мышления 12 2.2. Разновидности и способы применения игр-головоломок в повседневном использовании развития логического мышления в ДОУ 13 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 3.1. Исследование начального уровня развития логического мышления 15 3.2. Реализация в педагогическом процессе ДОУ комплекса дидактических игр-головоломок, направленных на развитие логических приемов мышления 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24 ПРИЛОЖЕНИЕ А 26
Читать дальше
Необходимым условием качественного обновления общества является приумножение его интеллектуального потенциала. Решение этой проблемы во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированы на передачу учащимся общественно необходимого объема знаний, на их количественное увеличение, на отработку того, что ребенок уже умеет делать. Однако способность использовать информацию определяется развитием приемов мышления и в еще большей степени степенью их формализации в системе. Необходимость целенаправленного формирования приемов мышления в процессе изучения конкретных учебных дисциплин уже признают психологи и педагоги [12]. Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и эффективных формах дошкольного образования, позволяющих решить проблему развития мышления. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективных средств его реализации на практике. Мышление – высший познавательный процесс. Он представляет собой порождение новых знаний, активную форму творческого размышления и преобразования человеком действительности.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту организации? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


В мышлении, основанном на чувственной информации, делаются определенные теоретические и практические выводы. Мышление – это особый вид теоретической и практической деятельности, включающий в себя систему входящих в нее действий и операций исследовательского, познавательного и преобразующего характера [2]. Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок думает, действуя с предметами и воспринимая предметы. Речь включается в познавательную деятельность ребенка очень рано. С включением речи у детей начинает развиваться логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление – это способность оперировать словами и понимать логику рассуждений [3]. Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции. Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок узнает значения слов, связанных с предметами и действиями, учится использовать их при решении задач. А на втором этапе они изучают систему понятий, обозначающих отношения, и усваивают правила логики рассуждений [18]. Именно такое мышление позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря такому мышлению ребенку удается решать мыслительные задачи самым абстрактным образом. Принимая во внимание положение отечественной психологии о том, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, мы считаем, что в ней можно найти резервы, позволяющие ненасильственно адекватно развивать мышление ребенка. Значение дидактической игры для умственного воспитания детей очень велико. В играх с игрушками, различными предметами и картинками ребенок накапливает чувственный опыт. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре неразрывно связано с развитием его логического мышления и умения выражать свои мысли словом. Для решения игровой задачи требуется сравнить особенности предметов, установить сходства и различия, обобщить, сделать выводы. Таким образом, развивается способность делать суждения, делать выводы, а также умение применять свои знания в разных условиях. Это возможно только в том случае, если дети обладают конкретными знаниями о предметах и явлениях, составляющих содержание игры. Увлекательные дидактические игры вызывают у дошкольников интерес к решению психических задач: успешный результат умственных усилий, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Учитывая все вышеизложенное, можно считать тему работы «Использование игр-головоломок в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» актуальной. Объектом исследования является процесс развития приемов логического мышления дошкольников. Предметом исследования является комплекс игр-головоломок, направленных на развитие приемов логического мышления дошкольников. Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс игр-головоломок, направленных на развитие приемов логического мышления дошкольников, и доказать его эффективность. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Выявить особенности развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и доказать эффективность комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логических приемов мышления, и систематизировать игры по уровням сложности. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы. Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов и др.); теоретическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожц, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); разработки в области методики развития мышления детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, О.К. Тихомиров). Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методических разработок в процессе совершенствования процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста. База экспериментального исследования. Структура работы включает в себя введение, три главы с подразделами, заключение, список источников и литературы, приложение.

Читать дальше
В ходе курсовой работы мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию логического мышления. Изучение теоретических аспектов развития логического мышления у старших дошкольников выявило, что логическое мышление – это мышление с помощью понятий, суждений и выводов, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Оно органично вливается во все виды детской деятельности, создает переход от игровой деятельности к учебной и обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра позволяет реализовать программные образовательные задачи в соответствии с федеральными государственными требованиями. Мы предположили, что успех развития логического мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий: правильно организованная образовательная среда в дошкольном учреждении (подбор педагогически соответствующих игр, игрушек, учебных материалов и оборудования); - развитие межличностных отношений со сверстниками (внеситуативное и деловое общение); - применение дидактической игры в процессе развития детей. В процессе написания работы было проведено диагностическое обследование дошкольников с целью определения уровня развития логического мышления. Результаты диагностики показали, что у детей наблюдаются трудности в анализе, синтезе, сравнении и общении. Многие из них не овладели умением устанавливать логические связи и отношения. Суммарный анализ уровней диагностируемых навыков показал, что у 50% детей наблюдается низкий уровень развития логического мышления. В качестве одного из вариантов решения проблемы нами разработан педагогический проект, основанный на выявленных в теоретической части психолого-педагогических условиях использования игры как средства развития логического мышления дошкольников. Проект, направленный на развитие логического мышления посредством игр, совместной деятельности с педагогом и взаимодействия детей друг с другом, поможет воспитателям в планировании и организации жизни группы дошкольников, а также во время занятий по конструированию, формированию. элементарные математические понятия и ознакомление с окружающим миром. Таким образом, все поставленные в исследовании задачи были решены и цель достигнута.
Читать дальше
Алексеева Е.Ю. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Челябинск: Наука и образование, 2021. – 4 с. 2. Астахова О.С., Борисова Е.А. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. – Москва: Обучение и воспитание: методики и практика, 2022. - 108-111 с. 3. Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высшых учеб. заведений (современные подходы). – Москва: Парадигма, 2022. - 635 c. 4. Смирнова Л.М., Овчинников С.Н. Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами и фразами. – Москва: Издательства: АСТ, Астрель, 2020. – 192 с. 5. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. – Москва: Наука и образование, 2022. - 272 c. 6. Выготский Л. С. Основы развития логического мышления. - СПб.: Издательство Лань, 2021. - 654 с. 7. Жигорева М. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника. – Москва: «Педагогическая помощь» Академия, 2020. - 240 c. 8. Карнаухова Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников./ Специальное образование. – Москва: Наука и образование, 2019. - С. 48-51. 9. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. – Москва: Логопедия, 2020. - 304 c. 10. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей и развитие логического мышления посредством игр. – Москва: Нарушение речи, 2020. - 200 c. 11. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы педагогики / под ред. В. Секачева. – Москва: Логопедия, 2019. - 184 c. 12. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – Москва: Роспедагентство, 2019. - 268 с. 13. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – Москва: Наука и образование, 2018. - 264 c. 14. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – Москва: Издательство «Флинта», МПСИ, 2020. - 376 c. 15. Никуленко Т. Г., Самыгин С. И. Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Москва: Издательство Феникс, МарТ, 2020. - 192 c. 16. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования на 2023-2024 гг. / под ред. А.А. Плешакова – Москва: Наука и образование, 2022. – 139 с. 17. Сазонова С.Н. Развитие мышления дошкольников в игре. – Москва: Наука и образование, 2021. – 144 с. 18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2021. - 576 с. 19. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. – Москва: Издательство Владос, 2020. - 320 c. 20. Специальная семейная педагогика. – Москва: Издательство Владос, 2021. - 360 c. 21. Хитрюк В. В. Основы дефектологии. – Москва: Издательство Гревцова, 2020. - 280 c. 22. Ченская Ж. В. Современные проблемы дошкольного образования. –Москва: Наука и образование, 2018. - С. 49-52.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проектирование программы взаимодействия психолога с родителями детей, поступающих в 1-й класс
Количество страниц:
27
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Влияние социокультурных норм на региональный политический процесс. На примере Чеченской республики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
Диагностика психических процессов в младшем школьном возрасте
Количество страниц:
13
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image