ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 6 1.1. Понятие и сущность коллектива и личности 6 1.2. Особенности формирования личности в условиях коллектива 11 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 17 2.1. Описание исследования 17 2.2. Анализ результатов исследования 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 28 Приложение 1 - Бланк опросника для учеников 28 Приложение 2 - Вопросы для классного руководителя 29

Роль коллектива в формировании личности: традиции и инновации

курсовая работа
Психология
26 страниц
74% уникальность
2023 год
5 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 6 1.1. Понятие и сущность коллектива и личности 6 1.2. Особенности формирования личности в условиях коллектива 11 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 17 2.1. Описание исследования 17 2.2. Анализ результатов исследования 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 28 Приложение 1 - Бланк опросника для учеников 28 Приложение 2 - Вопросы для классного руководителя 29
Читать дальше
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение ро-ли формирования личности в коллективе позволяет лучше понять взаимо-действие между индивидами и влияние коллектива на формирование лично-сти. Это помогает развить социальные навыки, лучше понять конкретного человека и других людей, а также улучшить качество взаимодействия в кол-лективе и обществе в целом. Тема взаимоотношений личности и коллектива имеет долгую историю. С самого начала формирования общества люди научились контролировать индивидуальные инстинкты и самостоятельность. Группы первобытных лю-дей занимали выгодные позиции, оказывая социальное воздействие на от-дельных членов племени и интегрируя их в коллективный механизм суще-ствования. Эта тема по-прежнему актуальна в свете появления социальных сетей, глобального информационного пространства и развития технологий, направленных на манипуляцию личностью. В настоящую эпоху техническо-го прогресса, программного кода и манипуляции, важно напомнить препо-давателям о сложной структуре, которая складывается поверх формального организма, известного как группа или класс.


Даже если требуется заказать ответы на экзаменационные билеты в Сургуте , наш сервис поможет вам.


Приспособление характеров несравнимо с ежедневным воздействием одних на других, провокациями к неприятным поступкам или унижением. Всплеск негативных эмоций вызыва-ет адреналин. Любители острых ощущений иногда собираются вместе и вы-ражают психологическую неустойчивость, проявляя скрытые стороны чело-веческой природы, такие как месть, зависть, кощунство. Стало модным пуб-ликовать в сети негативные истории о притеснении слабых и явную неспра-ведливость по отношению к старшему поколению, родственникам, учителям или коллегам. Как отмечено в известной работе Виктора Павловича Петрова, дети подвергаются сильному воздействию различных коллективов, которые вы-ступают своеобразными «смирительными рубашками». Психологи знают, что с первых дней посещения детского сада степень стандартизации детей их приведения к «единому знаменателю» стремительно возрастает. Вместе с тем, независимость суждений, самостоятельность в поведении и внутренняя ис-следовательская активность быстро подавляются. Этот процесс продолжается и в школьной среде. Психологическое дав-ление со стороны группы, иногда даже физическая сила, заставляют детей следовать общим правилам. В результате для человека групповая этика ста-новится нормой, и он принимает ее, соглашаясь подчиняться ее правилам. В детских домах, интернатах и школах они привыкают жить по строго задан-ному расписанию под внешним контролем. Значение коллектива в развитии личности подрастающего поколения заключается в следующем: 1. Формирование навыков сотрудничества и ценности социального взаимодействия через совместную коллективную деятельность. 2. Коллектив предъявляет определенные требования к каждому участнику, направленные на формирование нравственных ориентиров и раз-витие нравственных качеств. 3. В ходе коллективной деятельности закладываются такие качества личности, как сочувствие, взаимопомощь, терпимость и ответственность. Участники коллектива учатся проявлять терпение и уважение к чужим мне-ниям и интересам, помогать другим для достижения общей цели и проявлять милосердие. 4. Формирование личностных качеств является результатом органи-зованного воздействия коллектива. 5. Коллектив является механизмом передачи воспитательной и об-разовательной информации от педагога к учащемуся. 6. Развитие коллектива прямо связано с развитием личности, поэто-му коллектив должен постоянно развиваться и двигаться вперед. 7. Коллектив оказывает влияние на индивидуальность личности, в зависимости от формы организации коллектива и его социальной направлен-ности. Коллектив может способствовать сохранению и раскрытию индивиду-альности, а может также подавлять ее и ограничивать индивидуальные про-явления. Степень изученности проблемы довольно высока в силу ее актуаль-ности. Вопрос изучался различными специалистами в сфере психологии. Например, среди них: Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Объект исследования: личность. Предмет исследования: формирование личности в условиях коллекти-ва. Хронологические рамки исследования охватывают период XX-XXI вв. Географические (территориальные) рамки исследования: Россий-ская Федерация. Цель работы – изучить особенности роли коллектива в процессе фор-мировании личности. Задачи работы: 1. Определить понятие и сущность коллектива и личности. 2. Изучить особенности формирования личности в условиях коллек-тива. 3. Дать краткое описание проведенного исследования. 4. Провести анализ полученных результатов. Теоретическая (методологическая) основа исследования: при напи-сании работы задействованы труды различных специалистов в сфере психо-логии, публикации в изданиях периодической печати, а также ресурсы сети Интернет. В работе задействованы труды таких специалистов, как А.С. Ма-каренко, Т.Ю. Базаров, А.В. Райков, Р.Р. Шайхутдинов, Е. Н. Гладышева, А.М. Карякин, И.С. Кон, Н.Н. Коротков, В. М. Коротов, В. А. Крутецкий и др. Источниковая база: данные, полученные в ходе проведения анкетиро-вания. Апробация работы: на текущий момент времени отсутствует. Структура работы: введение, где прописаны актуальность, цель, зада-чи, объект, предмет работы, основная часть, состоящая из двух глав, заклю-чение с общими выводами, список использованной литературы и источников, приложения.

Читать дальше
При написании работы удалось решить поставленные во введении за-дачи и достичь поставленной там же цели. Удалось установить, что идеи коллективизма, как отмечается, были развиты исследователями и педагогами в XVIII-XIX веках, а затем получили окончательное оформление в начале XX века. Известные педагоги, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, стали идеологами коллективистической педагогики в Советском Союзе. Основная идея коллективизма заключается в рассмотрении коллектива как специфической формы организации людей и ключевого фактора разви-тия личности. Согласно этой теории, личность может развиваться только в коллективе, и он становится основой для учебы, работы, творчества и других видов деятельности учащихся. Однако, в постсоветский период произошли изменения в понимании роли коллектива в формировании личности. Идеи свободы и независимости, характерные для современного демократического мышления, привели к но-вому пониманию роли коллектива. Сегодня коллектив уже не рассматривается как главный дисциплинар-ный орган или помощник педагога в решении проблем. Человек может быть членом нескольких коллективов в течение жизни, но не подчиняется ни од-ному из них и не должен подчиняться. Традиции коллективистской педагогики подвергаются критике, по-скольку они, по мнению некоторых, были направлены на подавление лично-сти, а не на ее развитие и возвышение. Современная педагогика стремится к учету индивидуальных потребностей и развитию личности, уважению к сво-боде и независимости каждого человека. Удалось выявить, что формирование личности означает приобретение индивидом уникальных личностных качеств, освоение основ социальной жизни и установление взаимодействия с социальной средой. Формирование личности неразрывно связано с процессом социализа-ции, то есть включения в социальное пространство. Индивид не может стать личностью в изоляции. Только через социальное взаимодействие развивают-ся личностные свойства и приобретаются навыки различных видов деятель-ности. В этом контексте коллектив играет важную роль в формировании лич-ности, так как обладает значительным воспитательным потенциалом. Удалось определить, что жизнь в коллективе основана на соблюдении определенных правил, которые должны соблюдать все участники коллектив-ного взаимодействия. Деятельность коллектива обычно опирается на опреде-ленные принципы и ценности. Если в коллективе существуют положительные эмоциональные отношения и благоприятный психологический климат, то коллектив становится благоприятным фактором в формировании личности. Коллектив оказывает влияние на личность, ее ориентации в деятельно-сти и социальные установки. Это влияние зависит от продолжительности пребывания индивида в коллективе, его взаимодействия с другими членами коллектива, а также от норм и ценностей, которые определяют коллективную жизнедеятельность. Структура и динамика развития коллектива также оказывают влияние на развитие личности внутри коллектива. Личность развивается вместе с коллективом, проходя через все этапы его становления и развития. В исто-рии развития коллективного воспитания возникло несколько проблем, кото-рые препятствовали полноценному развитию теории. Одной из таких про-блем была изолированность рассматриваемых вопросов друг от друга. Кроме того, полученные результаты были слишком категоричными, и неко-торые положения педагогических систем были упрощены. Важно отметить, что политизация педагогических идей также сыграла свою роль, и это приве-ло к искаженному пониманию идеи коллективизма. В то же время, следует отметить, что коллективизм был приписывается исключительно социалисти-ческому обществу. Несмотря на эти проблемы, в течение всего советского периода активно изучалась роль коллектива в развитии личности ребенка, и результатом этого изучения стала разработка и реализация эффективной пе-дагогической теории формирования личности ребенка в коллективе. Однако с начала 90-х годов теория коллективного воспитания потеряла свою популярность. Изменилось отношение к коллективу как организацион-ной форме. Вследствие политических и социально-экономических изменений в стране, коллективистские ценности ушли на задний план и зачастую рас-сматривались как неотъемлемая часть коммунистического наследия, с его то-талитарностью, усреднением и нивелированием личности. Поэтому в этот период критика коллективного воспитания и теории в целом была связана с утверждением о несовместимости современной науки и практики с подхода-ми советских ученых. В современном мире отношения между личностью и обществом изме-нились. Таким образом, традиции коллективного воспитания играют важную роль в нашей педагогике и являются значимым резервом воспитания в наши дни. В настоящее время возникает необходимость в переоценке роли коллек-тива, в определении его возможности существования независимо от комму-нистической идеологии и в поиске баланса между индивидуальностью и об-ществом. Для этого требуется переосмысление и объективное понимание наследия педагогов прошлого. Нам нужно новое понимание воспитательных возможностей организованного коллектива детей и подростков, а также об-новленные теоретические и технологические подходы к развитию личности ребенка в коллективе с учетом современных социальных условий. Решение этих вопросов будет способствовать эффективному разрешению многих пе-дагогических и социальных проблем в обществе.
Читать дальше
1. Базаров Т.Ю., Райков А.В., Шайхутдинов Р.Р. Разработка и пер-вичная апробация модифицированной версии опросника «фасилитатор - ме-диатор - модератор» // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2019. - № 4. - С. 7-23. 2. Гладышева, Е. Н. Личность и коллектив / Е. Н. Гладышева// Пе-дагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 5-8. 3. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики / Иван. гос. энерг. ун-т.- Иваново, 2023. - 136 с. 4. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2018. - 335 c. 5. Коротков И. Н. Акмеологическая модель личностного потенциала управленческого лидера // Человеческий капитал. - 2021. - Т. 3. – 390 с. 6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов. - М.: Педагогика, 1974. - 326с. 7. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: [книга для учителей и классных руководителей] / В. А. Крутецкий. - М.: Про-свещение, 1976. - 235с. 8. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / [Сост. и авт. вступ. статьи, В. В. Кумарин]. — М.: Педагогика, 2021. — 334 с. 9. Мойсеюк Н.Е. Педагогика: учеб. пособие / Н. Е. Мойсенюк. - 2-изд. - 2019. - 350 с. 10. Матвиенко А. В. Личность в системе коллективных отноше-ний/А.В. Матвиенко/ Воспитание школьников. - К., 2020. – 220 с. 11. Организация обучения старшеклассников сельских школ по ин-дивидуальным планам: Методические рекомендации для педагогических ра-ботников / Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. - Ярославль, 2020. - 116 с. 12. Петров В. П., Петров С. В. Информационная безопасность чело-века и общества: учебное пособие. — М.: Издательский дом НЦ ЭНАС, 2020. — 410 с. 13. Шаповал И. А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в условиях неопределенности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психо-логия. - 2017. - № 3 (30). - С. 100-106. 14. Воздействие коллектива на личность на примере образовательной среды - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-kollektiva-na-lichnost-na-primere-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 24.10.2023) 15. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий- [Электрон-ный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppa-kollektiv-komanda-sootnoshenie-ponyatiy?ysclid=lnqa80l7k6843658393 (дата обраще-ния: 24.10.2023) 16. Личность педагога и психологический климат в коллективе- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-pedagoga-i-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive (дата обращения: 24.10.2023) 17. Новые исследования показали, что повышает социальный статус в глазах других людей, помимо богатства и славы: хорошее чувство юмора и трудолюбие- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eskulap-plus.ru/zabolevaniya/kak-povysit-status-v-obshchestve.html (дата обращения: 24.10.2023) 18. Типология личности - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/tipologii-lichnosti-v-psihologii/ (дата обращения: 24.10.2023) 19. Типологии личности, которые помогут вам разбираться в людях - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psy.edu.ru/news/tipologii-lichnosti-kotorye-pomogut-vam-razbiratsya-v-lyudyah (дата обращения: 24.10.2023) 20. Формирование личности в коллективе - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-v-kollektive (дата обращения: 24.10.2023)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Система сдержек и противовесов согласно Конституции Российской Федерации и перспективы ее совершенствования
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Причины и условия банкротства фирмы
Количество страниц:
27
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Подведомственность административных дел судам общей юрисдикции: правила определения
Количество страниц:
22
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Правоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image