Введение 3
1. Теоретические аспекты управления образованием в России 5
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием 5
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере образования России 7
1.3. Образовательная система в России 12
2. Специфика системы управления образованием в России 15
2.1. Органы управления образованием 15
2.2. Правовой статус образовательного учебного заведения 18
2.3. Гарантии прав участников образовательного процесса 25
Заключение 28
Список использованных источников 29
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
В настоящее время идея о важности системы образования как целого, о несводимости этого целого к простому набору характеристик постепенно находит свое отражение в управленческих исследованиях, где появляются такие целостные описания, как педагогическая система, дух, культура и философия школы. Именно в системе образования закладывается долгосрочный потенциал социокультурной трансформации. Систему образования можно отнести к важнейшим социальным институтам. С определенной функциональной точки зрения современная система образования включается в число различных институциональных структур, которые обеспечивают социализацию индивидов.
Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
В росте конкурентоспособности национальной экономики уровень качества образования играет важнейшую роль. Развитие образования – это решающий фактор международного позиционирования России. Развитие интеллектуального капитала современного общества, формирование совершенно новых организационно-экономических инструментов развития человеческого капитала даст возможность России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть) (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // СПС «Консультант Плюс»
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст. 3824.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст. 4563.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3032.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 150.
11. Письмо Минобразования России от 17.11.2003 № 38-06-11 «О направлении типовых структур и нормативов численности органов управления образованием и методических рекомендаций по их применению» // Официальные документы в образовании, 2004, № 2.
Литература
12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций; изд. 2-е дополн. М.: Омега-Л, 2019. 584 с.
13. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Изд-во «Экономика», 2017. 163 с.
14. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2019. 340 с.
15. Белоруков Д.А. Роль и значение социальной сфера в современной экономике // Системные технологии. 2018. №24. С. 11-14.
16. Васильева Т.В. Система образования в Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. №1. С. 89-99.
17. Гамаюнов В.Г. Механизмы управления образованием // Открытое образование. 2019. №5. С. 63-71.
18. Кошелева Е.Г. Государственное регулирование системы образования // Образование и проблемы развития общества. 2021. №4 (17). С. 67-75.
19. Молчанов С.В. Концепция гарантий реализации прав и свобод участников образовательного процесса // Образование и право. 2018. №6. С. 221-225.
20. Морошкина М.В. Проблемы развития системы образования в современных условиях // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2022. №2. С. 198-207.
21. Панасюк В.П. О политике качества общего образования // Стандарты и качество. 2018. № 7 (925). С. 76-79.
22. Паршикова Т.А. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж». 2022. №4 (4). С. 76-87.
23. Соболева Т.Н. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации на современном этапе // Документ в современном обществе. Материалы XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 178-182.
24. Чечель И.Д. Образовательная система: многообразие значений, особенности функционирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №2. С. 1-15.
25. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. М.: Владос, 2020. 399 с.
Материалы судебной практики
26. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 9 октября 2014 г. № 33-5431 // СПС «Гарант»
27. Апелляционное определение Московского городского суда от 22 декабря 2014 г. № 33-37960 // СПС «Гарант»
28. Апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2015 г. № 33-4539/2015 // СПС «Гарант»
29. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 13 марта 2015 г. № 33-1577/2015 // СПС «Гарант»
30. Постановление Самарского областного суда от 18 мая 2015 г. № 4а-325/2015 // СПС «Гарант»
31. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 1 июля 2015 г. № 33-5923-2015 // СПС «Гарант»
32. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 2 июня 2015 г. № 33-5044/2015 // СПС «Гарант»
33. Смирнова М.В. Обзор судебной практики по делам о незаконном отчислении обучающихся // https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/obzory/obzor-sudebnoy-praktiki-po-delam-o-nezakonnom-otchislenii-obuchayushchikhsya/
Читать дальше