Если вам нужна контрольная работа купить её можно, заполнив форму заказа на сайте Work5.
. В греческом полисе ойкос являлся самостоятельной единицей как гражданского общества, так и хозяйства, и включал в себя как семью, так и принадлежавшие ей земли, рабы, движимое и недвижимое имущество и капитал. В ойкосе, за редким исключением, полностью удовлетворялись потребности семьи за счет земледелия, добычи сырья и их последующей обработки . В рамках данного исследования будет проанализирована жизнь и быт древнегреческого общества на основе трактата «Домострой» (др.-греч. Οἰκονομικός – «Экономик») полководца, писателя и историка Ксенофонта Афинского. Вопросы повседневной жизни лежат в основе каждой цивилизации, тема представляется актуальной, кроме того затрагивающей все сферы общества, такие как - политические, экономические, социальные и духовные сферы. В настоящее время большее внимание уделяется бытовой стороне жизни древних обществ, в том числе и роли ойкоса как явления в Древней Греции. Трактат «Домострой» не стал исключением и является важным источником информации. В связи с этим можно выделить следующие черты источника, говорящего об важном историческом значении трактата. Так, первое историческое значение работы Ксенофонта заключается в том, что она позволяет получить представление о том, как устроена жизнь греческой семьи в античном обществе через призму восприятия автора. Трактат содержит множество сведений о том, как должны вести себя члены семьи, какую роль играет хозяйка дома и как организовано хозяйство. Второе историческое значение заключается в том, что Ксенофонт описывает религиозные и обрядовые практики, связанные с жизнью древнегреческой семьи. Это позволяет лучше понимать культурный контекст и менталитет греческого общества. Третье историческое значение трактата Ксенофонта связано с его отношением к рабству. В «Домострое» много говорится о том, как следует относиться к рабам, как они могут быть полезны в хозяйстве и как нужно с ними обращаться. Это дает возможность проследить, как менялось отношение к рабству в разные периоды древнегреческой истории. Таким образом, трактат Ксенофонта «Домострой» является важным источником для изучения социально-бытовых аспектов жизни древнегреческого общества, его религиозных и обрядовых практик, а также для анализа взаимоотношений между различными социальными группами, включая рабов. Точной даты написания трактата нет, но предполагается, что написан он не ранее 401 года до н.э., так как в самом тексте Ксенофонт упоминает поход Кира Младшего, который произошёл в 401 году до н.э. Внешне "Домострой" представляет из себя сборник инструкций и советов по организации быта и воспитанию детей, состоящий из 21 главы, условно разделенных на 3 раздела. Эти разделы посвящены различным аспектам жизни греческого ойкоса: управлению домашним хозяйством, воспитанию детей и отношениям между мужем и женой. Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить роль ойкоса, исходя из текста трактата Ксенофонта «Домострой», его значимость для различных сфер жизни общества и полиса в целом. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Рассмотрение значимости роли земледелия для ойкоса 2. Рассмотрение принципов функционирования домашнего хозяйства Объектом исследования является трактат Ксенофонта «Домострой», а предметом исследования является роль ойкоса в домашнем хозяйстве и его значимость для различных сфер жизни общества и полиса в целом, выявление принципов функционирования домашнего хозяйства и роли земледелия в ойкосе на основе текста трактата. В советской историографии уделялось внимание социальной истории, в том числе изучению семейных отношений и быта. "Домострой" Ксенофонта рассматривался как важный источник информации о социально-бытовых условиях древнегреческого общества, его системе хозяйственных отношений и описывал структуру полиса. Некоторые авторы подчеркивают, что "Домострой" – это не историческое произведение, а рекомендательное практическое руководство, направленное на описание принципов, по которым должна строиться домашняя жизнь в полисе . Поднимаются вопросы рабства, в частности, Л. М. Глускина подчеркивает, что идеи Ксенофонта об использовании рабского труда в значительной степени отличаются от реальной на тот момент ситуации . Другие исследователи обращают внимание на то, что "Домострой" содержит информацию о социальном строительстве Греции и что Ксенофонт в своем произведении описывает свое виденье в отношении к рабам между современниками и древними греками. В современной отечественной историографии можно широкий спектр направлений и тематик, среди которых проявилась большая заинтересованность в изучении экономического вопроса, в связи с чем «Домострой» стал восприниматься еще и как руководство по экономическому процветанию и менеджменту. В частности, Бочко В. С. В своей статье ««Ойкономика» Ксенофонта: ее значение для современной экономической науки» приходит к выводу, что трактат Ксенофонта "Ойкономика" являлся важным этапом для развития экономической науки и может быть использован в качестве источника для развития моделей управления производством и ресурсами . К подобный выводам так же приходят Окунь Т.В. и Муравьева Л.А., включая тему эффективного управления домом и рабочей силой. Так же «Домострой» стали рассматривать с позиции достаточно молодой научной дисциплины – гендерной истории. Так, в «Положение женщины в Афинской демократии» и «Ойкос как пространство лишенности: представления о приватности в Античности» в контексте "Домостроя" можно отметить, что Писаревская А.А. и Чеснокова Л.В. указывают на то, что Ксенофонт в своем трактате представляет идеал семьи, в которой главенствующее положение занимает мужчина, а женщина выполняет роль домашней хозяйки в ойкосе и путь в государственную деятельность для нее закрыт , в зарубежной литературе крайне похожие взгляды на гендерный вопрос. Одним из наиболее ранних трудов на тему «Домостроя» можно выделить работу французского историка Поля Гиро «Частная и общественная жизнь греков», которая впервые была переведена на русский язык еще в 1913 году. В своей работе Гиро П. собрал труды многочисленных авторов и целостно рассмотрел многие аспекты жизни и культуры древних греков и постепенное изменение древнегреческого общества. Работы Ксенофонта в этой книге поднимаются неоднократно и конкретно по «Домострою» рассматривается роль женщины в семье, а также в меньшей степени уделяется внимание медицине и ремеслам. К более поздним исследованиям можно отнести труд Штрауса Л. «Xenophon's Socratic Discourse; An Interpretation of the Oeconomicus», в котором автор уделил большее внимание сократическому методу и подчеркнул, что цель Ксенофонта в "Домострое" была не только научить правильному управлению семьей и хозяйства, но и продемонстрировать, каким образом сократический метод может быть использован и в каких ситуациях . Курсовая работа строится на принципах научности и историзма. В ней использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез), а также специальные методы исторического познания: нарративный, исторический и логический методы.