Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогической диагностики неуспевающих учащихся в начальной школе…………………………………4
1.1. Актуальность проблемы…………………………………………………….4
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..6
2. Практическая часть проектирования программы психолого-педагогической диагностики неуспевающих учащихся в начальной школе………………….9
2.1. Раскрыть понятие – школьная неуспешность…………………………….9
2.2. Программа психолого-педагогической диагностики неуспевающих учащихся в начальной школе (индивидуальная и групповая диагностика)………………………………………………………………….…13
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………………….25
Приложение………………………………………………………………………27
Читать дальше
Младшие школьники переживают важный момент в своей жизни: переход в среднюю школу. Это изменение заслуживает очень серьезного внимания. Это связано с тем, что образовательная среда быстро меняется. В новых ситуациях повышается мышление, воображение, память, внимание, уровень развития личности, уровень учебных знаний, учебной активности и спонтанного развития обучающегося.
Однако уровень развития значительной части учащихся опускается ниже необходимого порога, а для значительной группы уровень развития явно недостаточен для перехода в среднюю школу.
По мнению учителей средней школы, ученикам начальной школы не хватает следующих качеств для успешного обучения:
- речевое развитие учащихся слабое;
- студенты плохо читают;
- память школьников развита слабо (этот недостаток отметили 53% опрошенных учителей);
- халатность (33% опрошенных учителей);
- не самостоятелен (данную характеристику отметили 23% учителей средних классов);
- отсутствие наблюдательности;
- неорганизованный;
- не могут сосредоточиться;
- не можете быстро переключаться с одного вида работы на другой;
- не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;
- отсутствие познавательного интереса (представлено 18% опрошенных учителей);
- никаких усилий, стараний и ответственности в учебе нет;
- нет сочувствия и поддержки со стороны сверстников.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что качества, которые следует развивать у учащихся к концу начального образования, развиты не в значительной степени или развиты не у всех детей.
Предложенные теоретические данные и методы диагностики помогут учителям начальных классов и родителям определить степень познавательного развития школьников и их готовность к получению среднего образования.
Вывод: положительные изменения уровня познавательных процессов у студентов подтверждают нашу гипотезу о том, что разработка практических рекомендаций психологов по развитию познавательных процессов у студентов младшего возраста будет более эффективной при выполнении следующих условий:
1) Определены теоретические модели развития когнитивных процессов.
2) Проводится подбор диагностических методик.
3) Даны рекомендации для учителей начальных классов.
4) Мы придерживаемся комплекса практических рекомендаций по следующим направлениям:
а) Диагностика;
б) Изменения;
в) Развитие.
Для развития всех познавательных процессов у учащихся младших классов необходимо соблюдение следующих условий:
а) Учебная деятельность должна быть целенаправленной, вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
б) Расширять и развивать интеллектуальные интересы детей.
в) Формирование академической компетентности, ответственного отношения к учебе и высокой мотивации к учебе.
При организации и проведении диагностических исследований необходимо знать методы психодиагностики, их особенности и аспекты психологического развития детей (познавательные процессы, личность и межличностные отношения). Специально подобранные задания позволяют определить степень развития различных психических функций, уровень речевого развития у детей.
Эффективность психологического исследования учащихся позволяет выявить лишь их слабые стороны в развитии. Исходя из положительных сторон, которые обязательно есть у каждого слабого ученика, учитель должен сформулировать с ним корректирующие действия. Метод воспитательно-коррекционного воздействия должен быть направлен на устранение выявленных ошибок и базироваться на тех сторонах познавательной деятельности, в которых студент хорошо развит. Развивающие упражнения следует подбирать индивидуально с учетом умственного развития каждого ученика.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во: Ин-т практической психологии, 2020. – 560 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2020. – 680 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2019. – 450 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2020. – 620 с.
5. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М.: Наука, 2018. – 650 с.
6. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 2020. – 850 с.
7. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 2020. – 680 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Волна, 2022. – 650 с.
9. Бондаревская Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания: Изв. Южного отделения РАО Вып. II. Личностно-ориентированное образование в контексте культуры. - Ростов на/Д: Волна, 2020. – 560 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Наука, 2019. – 650 с.
11. Венгер А.Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2020. № 1-2. С. 12
12. Возрастная психология. Курс лекций / под.ред. Добрынина Н.Ф. - М.: Просвещение, 2020. – 840 с.
13. Возрастные особенности технического развития детей / Под ред. П.В.Дубровий, Т.И.Лисиной. – М.: Наука, 2020. – 470 с.
14. Воронцов А Б. Практика развивающего обучения. - М.: Рус. энциклопедия, 2020. – 980 с.
15. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Наука, 2020. – 320 с.
16. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. // Начальная школа. № 1. 2020. С. 15-17
17. Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я Пилиповского. - М.: Прогресс, 2020. – 940 с..
18. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: Наука, 2019. – 320 с.
Читать дальше