В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Гражданство является неотъемлемой частью правового статуса личности. Как конституционно-правовой институт гражданство способствует интеграции физических лиц в государство.
Гражданство наделяет правами и предоставляет возможность участвовать в деятельности государства, но оно же определяет и обязанности. Гражданство - это устойчивое правоотношение, публичная, постоянная и абсолютная правовая связь между индивидом и коллективным юридическим лицом. Постоянство гражданства проявляется в том, что оно возникает с момента рождения и прекращается, в принципе, со смертью человека. Публичный характер гражданства проявляется в том, что гражданство регулируется прежде всего Конституцией. Что касается понятия гражданства как конституционно-правовой системы, то его можно определить как совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Во-вторых, гражданство как конституционно-правовая система базируется на совокупности принципов, через которые выражается позиция государства в отношениях с гражданами. Принципы гражданства в Российской Федерации являются руководящими началами конституционно-правовой системы гражданства, охраняются и защищаются государством. Сложившаяся система принципов гражданства служит основой для подчеркивания значимости рассматриваемой конституционно-правовой системы, стабильности правового положения граждан, защиты граждан от действий лиц, осуществляющих государственную власть в сфере гражданства.
В-третьих, существует несколько процедур приобретения гражданства, каждая из которых имеет свои особенности, положения и требования к приобретению гражданства. Общий порядок не имеет льгот, а льготный и упрощенный - имеет, например, проживание на территории РФ, свободное владение русским языком, наличие источника дохода и потребность государства в таком лице.
В-четвертых, российское законодательство предусматривает несколько оснований прекращения гражданства, включая выход из гражданства, отмену решения о гражданстве, выбор в случае изменения границ и другие основания. Отказ от гражданства может быть инициирован лицом по собственной инициативе или в порядке регистрации. Решение о лишении гражданства является единственным случаем прекращения гражданства без волеизъявления лица и применяется к лицам, которые приобрели гражданство на основании ложных сведений или подложных документов.
Возможность отмены решения о гражданстве предусмотрена только для натурализованных граждан. В-пятых, наиболее простым способом получения гражданства для соотечественников является участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
Мы считаем, что механизм приобретения гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, должен быть усовершенствован. Можно было бы восстановить возможность для лиц, родившихся на территории СССР или у родителей, являющихся гражданами Российской Федерации, приобрести гражданство по регистрации в течение трех месяцев, т.е. без получения разрешения на временное проживание и вида на жительство. Можно также рассмотреть возможность разрешить соотечественникам, проживающим за рубежом, не отказываться от иностранного гражданства в письменной форме, а подавать нотариально заверенный отказ от гражданства через консульство с последующей сдачей паспорта.
Несмотря на вышесказанное, существуют некоторые проблемы правового регулирования гражданства. В юридической литературе существует мнение, что в силу политических условий система гражданства характеризуется разнообразием правовых норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Так, в законе о гражданстве упоминается «второе гражданство», но не дается его определение. В законе также говорится об ином гражданстве, но неясно, имеется ли в виду «второе гражданство» или «двойное гражданство». Существует правовая неопределенность в использовании категории «иное гражданство» в законе (ст. 3), поскольку она может включать как двойное, так и второе гражданство.
Таким образом, сегодня категории «двойное гражданство» и «второе гражданство» нуждаются в уточнении и раскрытии в законе о гражданстве.