В настоящее время уже не подлежит сомнению тот факт, что персонал организации является важным и стратегически значимым ресурсом, который позволяет организации достигать цели и поддерживать оптимальность функционирования в конкурентной среде.
Главной особенностью применения инновационных персонал-технологий как фактора повышения конкурентоспособности на предприятиях сферы гостиничного бизнеса является предоставление качественных услуг. Система качества услуг – это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством гостиничного сервиса.
Можно сказать, что критерии эффективности технологии управления персоналом представляют своего рода ориентир, на который можно рассчитывать при организации работы в общем. В аспекте критериев эффективности большое распространение на гостиничных предприятиях получили такие виды работ по определению качества работы персонала:
1) оценка эффективности служб, подразделений и отдельных должностных единиц на основе системы KPI (ключевые показатели эффективности);
2) оценка сотрудников в соответствии с системой Корпоративной модели компетенций, где содержится портрет идеального сотрудника с прописанными и четко структурированными профессиональными и личностными компетенциями.
Разработка и реализация проекта по разработке системы качества обслуживания в гостинице предприятия и реализации гостиничных услуг базируется на активизации проектного управления и основной целью ставит повышение уровня конкурентоспособности самого предприятия и реализуемых услуг и позиций среди конкурентов на рынке.
Как справедливо утверждают исследователи в области HR-менеджмента, человеческий ресурс всегда будет представляться довольно существенной основой любой организации. Ведь уже неоднократно доказано, что уровень компетенций и уровень вовлеченности сотрудников в общее дело организации, где они трудятся, самым прямым и непосредственным образом оказывает влияние на результативность и успешность организации во внешней среде.
Наличие системы оценки для определения резерва сотрудников с необходимым кадровым потенциалом представляет важнейшую основу эффективности и результативности работы организации в долгосрочной перспективе. Уже широко известно, что вовлеченный сотрудник относиться к работе с самым высоким уровнем осознанности, делает больше, чем требует его должностная инструкция и, тем самым, обнаруживает максимальную эффективность для организации, для достижения производственных целей и ориентиров.
Следует отметить, что в ситуации кадрового голода и острого дефицита потенциальных кандидатов на современном рынке труда данный факт является довольно значимым и важным в работе служб персонала при формировании и поддержании актуальной базы резюме на основе систем оценки как критерия эффективности и результативности. Внутренний базис человеческого потенциала коммерческой службы предприятия формируют сотрудники, которые обнаруживают высокий потенциал к занятию управленческих должностей.
Для решения проблем в системе управления персоналом в учреждениях гостиничной сферы необходима разработка систем сбалансированных показателей для оценки результативности руководителей учреждений по основным базовым параметрам (блокам) оценки результативности управления учреждением:
1) удовлетворенность клиентов качеством и доступностью услуг;
2) результативность использования и развития персонала;
3) результативность управления финансовыми ресурсами.
Поиск путей повышения конкурентоспособности предприятия, качества обслуживания и услуг необходимы ввиду высокого уровня конкуренции во всех отраслях экономики, а также по причине нестабильности экономической, политической ситуации в стране и в мире. Одним из основных рычагов повышения уровня качества обслуживания и гостиничных услуг можно назвать внедрение оценки эффективности деятельности персонала гостиничных предприятий в бизнес-процессы, а также активизацию проектного управления в сфере управления персоналом как стратегически важным и значимым ресурсом.
Подводя итоги, следует сказать, что для создания успешного предприятия, которое приносило бы стабильную прибыль, необходима чётко проработанная стратегия управления персоналом, соответствующая основным целям и задачам всего предприятия в целом. Она представляет собой долгосрочный план действий по повышению мотивации сотрудников к труду, выработки и соблюдении принципов корпоративной политики. Очень важным моментом является то, что успешная стратегия управления персоналом должна быть принята на продолжительный срок, что обеспечит последовательность действий руководства. Она находится в неразрывной связи с планом развития организации в целом, является его частью. Система управления персоналом помогает формировать цели, функции организационной структуры управления персоналом, вертикальные и горизонтальные функциональные взаимосвязи руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
На сегодняшний день существует много как теоретических, так и практических методов, которые помогают осуществлять правильное руководство персоналом. Из-за нашего менталитета, культуры и особенностей национального восприятия все то, что хорошо зарекомендовало себя на западе, у нас не прижилось. В связи с проблемами в области управления персоналом появляется ряд проблем. На сегодняшний день соблюдение прав сотрудников в организациях, грубо нарушаются. Однако в этом виноваты не только руководители компаний, но и сами подчиненные которые, как правило, не всегда выполняют, свою работу верно и качественно.
Высшее руководство и сотрудники не в полном объёме понимают социальную роль организации. Именно это непонимание мешает чётким и долговременным целям развития организации и ведёт в результате этого к отсутствию стратегии их достижения. Столкновение интересов социальных групп, которые зачастую за счёт других групп и всего общества желают улучшить своё положение, происходит из-за непонимания некоторыми членами общества своей социальной роли.
Следующая группа проблем в управлении персоналом заключается в непонимании различий между человеческими и другими ресурсами. Человеческие ресурсы – это эмоционально-осмысленная реакция человека на внешнее воздействие. Это объясняет реакцию персонала на некоторые методы управления.
Продолжительное сотрудничество организации и его сотрудников, способность персонала к самосовершенствованию в процессе совместной работы, также являются важными особенностями человеческих ресурсов.
Третья, завершающая группа проблем, – это отсутствие должного внимания к персоналу, их мотивам поведения, а также выявлению их значимых потребностей и проблем на тот или иной момент. Всё это приводит к обману и неудовлетворённости ожиданий персонала.
Существование проблем и трудностей объясняется ещё и пассивным поведением работников, связанным с неразвитостью потребностей и со скудностью мотивации, которые удовлетворяются в процессе работы в организации, а также имеет место патерналистское сознание, когда работник привык получать всё от государства и организации, а не зарабатывать. Работник становится не поддающимся управлению.
В связи с этим, основной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Таким образом, результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем с развитием научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.