Введение 3
Глава 1. Федеральные органы исполнительной власти: понятие, особенности административно-правового статуса и классификация 5
1.1 Понятие и особенности федеральных органов исполнительной власти 5
1.2 Классификация федеральных органов исполнительной власти 11
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации 16
2.1 Федеральные органы исполнительной власти: система и структура 16
2.2 Органы исполнительной власти субъектов РФ 21
Заключение 27
Библиографический список 29
Читать дальше
Не смотря на тот факт, что Конституция наделяет исполнительную власть самостоятельностью, она так или иначе, взаимодействует с иными органами государственной власти, в том числе и с Президентом, который не входит ни в одну ветвь власти. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменения позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства.
Вся деятельность исполнительной власти строится на принципах дуализма, единства системы исполнительной власти и принципе разграничения предметов ведения и полномочий. Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой некую структуру, которую составляет: Правительство, федеральные министерства федеральные службы и агентства. Деятельность каждого структурного подразделения подчинена актам права, в частности Указам Президента.
Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством. Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России.
Федеральные исполнительные органы государственного управления: Правительство России – это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства – это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр.
Органами исполнительной власти в регионе, кроме того, считаются власти, правительства, управление которыми реализовывает руководитель власти, мэр либо руководитель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его состав формируются субъектом федерации в соответствии с районными традициями и отличительными чертами.
Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти.
Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.
Читать дальше
Нормативные правовые акты Российской Федерации и официальные документы, судебная практика
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. – 2020. - № 11. – Ст. 1416.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст.1.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ // СЗ РФ. - 2020. - № 45. - Ст. 7061.
4. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 52 (часть II). - Ст. 5427.
7. Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г. // Издание «Бурятия. - 1994. - №43.
8. О Правительстве Свердловской области: закон Свердловской области от 04.11.1995 № 31-ОЗ // Областная газета. - 1995. - № 122. – С 3-4.
9. О Правительстве Республики Бурятия: закон Республики Бурятия от 21.06.1995 № 140-I // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. - № 5. - 1995.
Научная и учебная литература
10. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – Москва: Эксмо, 2020. – 559 с. - ISBN 978-5-9916-3271-3.
11. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - Москва: Наука, 2018. – 315 с. - ISBN: 5835400020.
12. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – Москва: Наука, 2019. – 632 с. - ISBN 978-5-23-802571.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – Москва: Юрайт, 2019. – 487 с. - ISBN 978-5-394-04251-5.
14. Волков А. М. Административное право России: учебник / А.М. Волков. – Москва, 2019. – 721 с. - ISBN 978-5-534-13902-0.
15. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций / Л.А. Гречина. – Москва: Просвещение, 2018. – 582 с. - ISBN: 978-5-392-26428-5.
16. Дугенец А.С. Административное право: учебник / А.С. Дугенец. – Москва, 2018. – 515 с. - ISBN: 978-5-8199-0518-0.
17. Дугенец А.С. Функции и основные полномочия органов исполнительной власти: монография / А.С. Дугенец. - Москва: Наука, 2019. –291 с. - ISBN 978-5-8188-0174-2.
18. Конин Н.М. Административное право: практикум / Н.М. Конин. – Москва, 2020. – 525 с. - ISBN: 978-5-9916-3374-1.
19. Макарейко Н. В. Административное право: учеб. пособие для вузов. 9-е изд., перераб. и доп / Н.В. Макарейко. – Москва: Проспект, 2018. – 476 с. - ISBN 978-5-534-16267-7.
20. Мигачев Ю.И. Административное право: учебник / Ю.И. Мигачев. - Москва: Наука, 2020. – 447 с. - ISBN 978-5-534-09806-8.
21. Милушева Т.В. Исполнительная власть как форма реализации права / Т.В. Милушева. – Москва, 2019. – 325 с.
22. Осинцев Д.В. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета / Д.В. Осинцев. – Москва: Просвещение, 2019. – 510 с. - ISBN 978-5-534-15603-4.
23. Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. – Москва, 2018. 498 с. - ISBN 978-5-9916-2438-1.
24. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Потапова. – Москва: Юрайт, 2020. – 516 с. - ISBN 978-5- 905416-71-2.
25. Соловьев А.И. Три блока государства – три стратегии гражданского общества / А.И. Соловьев. – Москва: Наука, 2018. – 458 с.
26. Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. – 5-е изд / Ю.Н. Старилов. – Москва, 2018. – 415 с. - ISBN 5-7455-1187-7.
27. Тихомиров Ю.А. Государство: монография / Ю.А. Тихомиров. – Москва: Наука, 2019. – 328 с. - ISBN 978-5-91768-379-9.
28. Хабибулина О. В. Административное право: учебник / О.В. Хабибулина. – Москва, 2020. – 569 с. - ISBN. 978-5-392-30456-1.
Статьи
29. Арановский К.В. Разделение властей как условие демократии / К.В. Арановский // Журнал права. - 2019. - № 6. - С. 16–21.
30. Ашмарин К.С. Основные признаки и функции исполнительной власти в РФ / К.С. Ашмарин // Политика и право. - 2019. - №16. - С. 63-65.
31. Бабина И.В. Разделение властей / И.В. Бабина // Государство и право. - 2019. - №3. - С. 62-64.
32. Балагурова Н.В. Административная правоспособность / Н.В. Балагурова // Государство и право. - 2019. - №15. - С.44-46.
33. Донков Ц.С. Развитие идеи принципа разделения властей / Ц.С. Донков // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2018. - №36. - С. 14-16.
34. Кармолицкий А.А. К вопросу о судебном контроле за деятельностью исполнительной власти / А.А. Кармолицкий // Законодательство. - 2018. - №4. - С. 24-26.
35. Кожевников С.Н. Теоретические аспекты законности / С.Н. Кожевников // История государства и права. - 2018. - № 15. - С. 15–19.
36. Осинцев Д.В. О методологии исследования предмета административного права / Д.В. Осинцев // Административное право и процесс. - 2020. - № 1. - С. 10-16.
37. Рустамов А.А. Роль административной юстиции в защите прав человека / А.А. Рустамов // Административное право и процесс. - 2020. - № 3. - С. 66-69.
38. Собищанский С.А. К вопросу о системе безопасности в РФ / С.А. Собищанский // Политика и право. - 2018. - №29. - С. 67-71.
39. Старилов Ю.Н. Формирование системы федеральных органов исполнительной власти в порядке транспарентного законотворчества и правительственных процедур / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. - 2019. - №3. С. 22-25.
40. Тарасов А.М. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти / А.М. Тарасов // Вестник МВД РФ. - 2019. - №47. - С. 34-36.
41. Чепурнова М.Н. Сущность принципа разделения властей / М.Н. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД РФ. - 2019. - №18. - С. 14-16.
42. Шерстобоев О.Н. Административное право в системе российского права / О.Н. Шерстобоев // Административное право. - 2020. - №47. - С. 31-33.
43. Шмаков Е.А. Коллективные субъекты административного права / Е.А. Шмаков // Юрист. - 2018. - №56. - С. 14-15.
44. Южаков В.Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В.Н. Южаков // Журнал российского права. - 2018. - №35. - С. 6-9.
Читать дальше