Введение ……………………………………………………………………………. 2
1 Глава. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с нарушением зрения …………………………. 5
1.1. Понятие и классификация УУД ……………………………………………… 5
1.2. Особенности формирования УУД у обучающихся с нарушениями зрения………………………………………………………………………………... 6
1.3. Методы и приемы формирования УУД в урочной деятельности………………………………………………………………………. 10
2 Глава. Исследование процесса формирования УУД в урочной деятельности у обучающихся с нарушением зрения …………………………...………………... 17
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением зрения………………………………………………………………………………. 17
2.2. Использование специальных образовательных технологий и методов обучения …………………………………………………………………………... 20
2.3. Практические рекомендации по организации процесса формирования УУД у обучающихся с нарушением зрения на уроках ……………………………….. 22
2.4. Краткая характеристика государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ……………………………………………... 25
2.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ……………….. 27
Заключение ………………………………………………………………………... 31
Список литературы ……………………………………………………………….. 33
Читать дальше
В заключении хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с нарушением зрения требует особого подхода и использования специальных методов и технологий. Важно создать благоприятную среду для обучения, использовать индивидуальные подходы к каждому ребенку, работать с родителями и участвовать в специальных программах поддержки.
Тема формирования универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением зрения была изучена многими учеными. Они разработали специальные методики и технологии, которые помогают компенсировать нарушения зрения и обеспечивают доступное образование для таких детей. Кроме того, были созданы специальные учебные материалы и оборудование, которые делают процесс обучения более комфортным и эффективным. Все эти исследования и разработки помогают обеспечить качественное образование для детей с ограниченными возможностями зрения.
Применение специальных учебных материалов, таких как рельефные изображения, звуковые книги и тактильные модели, поможет детям с нарушением зрения лучше усваивать информацию. Использование оборудования для создания доступной среды, например, специальной мебели, световых панелей и звуковых сигналов, также важно для обеспечения комфорта и безопасности обучающихся.
Развитие навыков самоорганизации и самообучения является ключевым аспектом в образовании детей с нарушением зрения. Педагоги должны помогать им в этом процессе, предоставляя поддержку, советы и ресурсы для самообучения. Проектная деятельность также может быть полезна для развития этих навыков и для обучения работе в команде.
Таким образом, организация процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением зрения должна основываться на принципах индивидуального подхода, использования специальных методик и технологий, создания благоприятной среды для обучения и активного взаимодействия с родителями. Применение специальных учебных материалов и оборудования, а также развитие навыков самоорганизации и самообучения являются ключевыми аспектами в обеспечении качественного и доступного образования для детей с нарушением зрения. Проектная деятельность может быть особенно полезна для их развития, помогая им работать в команде и развивать навыки самообучения.
Читать дальше
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
2. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 124 с.
3. Артеменко М.В. Коррекционно – педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения / М.В. Артеменко // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2016. - С. 148-152
4. Артемова И.А. Психологическое сопровождение слабовидящих учащихся в научно-исследовательской деятельности в рамках работы школьного НОУ /И.А. Артемова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии: мат. Всерос. науч.- практич. конф. (Бийск, 15-16 мая 2008 г.): в 2 ч. Часть 2.- Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.- С.59-68
5. Быстрова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации учащихся со сниженным зрением в условиях инклюзивного обучения / Ю.А. Быстрова // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. - 2014. - С. 1198-1210
6. Виноградов Ю.И. Особенности временной и пространственной динамики последовательных образов у слабовидящих и ее изменения под влиянием зрительной нагрузки [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Ю.И. Виноградов; науч. рук. А. И. Зотов; ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л., 1971. - 154 л.
7. Дейкина, А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык - 2002. - №3. - С. 105.
8. Заорска М. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : защищена 4.04.91 / М. Заорска; Научн. рук. В.А. Феоктистова; РГПУ им. А.И. Герцена. - Л., 1991. - 203 л.
9. . Каёткина Е. В. Медицинское и педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения / Е. В. Каёткина, Н. В. Иванова, С. В. Чистякова // Таврический медико-биологический вестник. - 2017. - Т. 20, № 2-1. - С. 71-75.
10. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 270 с.
11. Литвак, А. Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: сборник научных трудов / Литвак Алексей Григорьевич; Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена ; научный редактор А.Г. Литвак. - Ленинград: Издательство ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. - 99 с.
12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Орг. и методика проведения / Д.М. Маллаев. - М.: Сов. спорт, 1992. - 94 с.
13. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательных организациях : учебное пособие / составитель Н. Г. Минаева. – Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2019. – 188 с.
14. Моргайлик, Л. И. Актуальные вопросы обучения русскому языку младших слабовидящих школьников : вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : (психологические и методические аспекты реабилитации) : (сб. науч. тр.) / Л. И. Моргайлик. - Ленинград, 1982. - С. 38-46.
15. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей / Б.К. Тупоногов. М.: ВЛАДОС, 2013. 223 с
Читать дальше