Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра 5 1.1.Развитие просодики в онтогенезе 5 1.2. Характеристика просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР 10 1.3.Методы развития просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР 15 Глава 2. Эмпирическое исследование просодических компонентов речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством пальчикового театра 19 2.1. Организация, методы и результаты исследования 19 2.2. Рекомендации педагогам по развитию просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра 26 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31 Приложения 34

Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
64% уникальность
2023 год
3 просмотров
Пугачева Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра 5 1.1.Развитие просодики в онтогенезе 5 1.2. Характеристика просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР 10 1.3.Методы развития просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР 15 Глава 2. Эмпирическое исследование просодических компонентов речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством пальчикового театра 19 2.1. Организация, методы и результаты исследования 19 2.2. Рекомендации педагогам по развитию просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра 26 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31 Приложения 34
Читать дальше
Актуальность исследования. Дефекты просодики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) могут характеризоваться расстройствами дыхательной и голосовой функций, нарушением темпа, ритма, интонационного оформления речи, неправильным ударением, расстановкой пауз. В целом речь ребенка с подобными нарушениями монотонная, невнятная, смазанная, недостаточно интонированная, неэмоциональная, с измененной ритмической структурой. Указанные особенности могут оказывать негативное влияние на становление и развитие речевой системы и весь ход психического развития ребенка. Следовательно, правильно подобранное коррекционное воздействие на развитие просодической стороны речи ребенка оказывает положительное воздействия на его развитие в целом и всех компонентов речевой деятельности в частности. Несмотря на актуальность всестороннего изучения речи детей с ТНР, вопросы исследования их просодики и возможностей ее развития оказываются недостаточно освещенными. Это обстоятельство, наряду со значимостью просодики для всестороннего развития ребенка, обусловливает тему исследования «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра». Проблема изучения просодической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике отечественными и зарубежными учеными (О.С.Ахманова, Г.


Не понимаете, где диплом купить ? На помощь придёт Work5.


.Н. Иванова-Лукьянова, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.А. Леонтьев, Н.И. Лепская, О.Х. Цахер, А. Мюллер, М.Зелтинг и др.) и в логопедии (Е.Э. Артемова, А.Н. Гвоздев, И.М.Кононова, А.М. Леушина, О.И Яровенко, Р.Е.Левина, В. К. Орфинская, Г. В. Бабина др.). Вместе с тем практика показывает, что наблюдается ряд противоречий: – между необходимостью более глубокого изучения вопросов просодической стороны речи у дошкольников с ТНР; – недостаточностью изучения психолого-педагогической характеристики детей в норме и с ТНР; – недостаточной разработанностью методов и средств устранения нарушений просодики у детей с ТНР в практике дошкольных образовательных учреждений. Объект исследования: просодическая сторона речи у дошкольников с ТНР. Предмет исследования: развитие просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра. Гипотеза исследования: развитие просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР будет эффективна, если использовать пальчиковый театр. Цель исследования: изучить развитие просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР посредством пальчикового театра. Задачи исследования: – рассмотреть развитие просодики в онтогенезе; – охарактеризовать просодические компоненты речи у дошкольников с ТНР; – проанализировать методы развития просодических компонентов речи у дошкольников с ТНР; – провести эмпирическое исследование просодических компонентов речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством пальчикового театра. Методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи:  теоретические: изучение литературных источников;  эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседы с детьми, систематизация и обобщение изученного материала;  интерпретационные: количественный и качественный анализ. Практическая значимость работы: предложенные рекомендации могут быть использованы логопедами ДОУ. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы.

Читать дальше
В настоящее время признается, что просодика оказывает значимое влияние на становление всей речевой системы человека, формирование у него коммуникативных возможностей, развитие в целом. Данный факт обусловливает актуальность изучения и совершенствования этой стороны речевого развития детей, в частности, с тяжелыми нарушениями речи. Изучение литературы по проблеме исследования показало, что просодика представляет собой комплекс ритмико–интонационных элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения, интонации и ритма. Именно эти компоненты речи оказываются недостаточно сформированными у детей с дизартрией. Тяжелое нарушение речи – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико–интонационной стороны речи. Дети с ТНР наряду с речевыми расстройствами, проявляющимися в дефектах произносительной и лексико–грамматической ее сторон, имеют специфические особенности психического развития. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно–логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно–игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. При ТНР нарушена не только звукопроизносительная сторона речи, но и просодическая. В результате теоретического анализа литературы по изучению особенностей просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ТНР мы пришли к следующим выводам: такое нарушение, как дизартрия затрагивает весь комплекс подсистем интонации; трудности воспроизведения компонентов интонации в целом преобладают над сложностями их восприятия; отмечается низкий уровень при восприятии и реализации мелодического компонента, логического и словесного ударения, что нарушает осуществление коммуникативной, смыслоразличительной и синтаксической функции интонации. Ограниченные интонационные возможности детей характеризуются рядом особенностей: нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями просодической стороны речи; ограниченными возможностями голоса. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ТНР происходит атипично это проявляется в нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы подкорковой области головного мозга. В настоящее время перед педагогами стоит задача развития просодической стороны речи, которая заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи, точно, осознанно выражать свои и авторские мысли, чувства и настроения. Пальчиковый театр – это набор фигурок – персонажей, каждый из которых надевается на отдельный пальчик. Играя, ребенок может на ладони расположить целую сказку. Пальчиковый театр – это и средство открытого общения, и совместная волшебная игра, сближающая детей и педагога, детей друг с другом. Данный вид деятельности развивает не только связную речь, но и социальные и коммуникативные навыки, мелкую моторику, познавательные процессы, творческие способности, помогает подготовить руку ребенка к письму, способствует развитию пространственной ориентировки и координации.
Читать дальше
1. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е. Э. Артемова. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2018. – 123 с. 2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М. : АСТ, 2018. – 60 с 3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2017. – 120 с. 4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2022. – 272 с. 5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2011. – 365 с. 6. Громова, О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 176 с. 7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов– М. : Изд–во МГУ, 2016. – 304 с. 8. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. – 160 с. 9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастрюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2017. – 222 с. 10. Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика: учебное пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин–Донской. – М. : МГУ, 2016. – 304 с. 11. Здоровова, Б. Б. Зависимость просодических элементов речи от ее темпа / Б. Б. Здоровова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. – М., 2021. – 131 с. 12. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко. – СПб., 2016. –130 с. 13. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство): учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) [Текст] / И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 2017. – 111 с 14. Леушина, A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №4. – С. 7–52. 15. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская . – М.: МТУ, 2014. – 152 с. 16. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2016. – 134 с. 17. Леонтьев, А.А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2016. – 160с. 18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. М.: Просвещение, 2015. – 140 с. 19. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «Детство–пресс», 2015. – 560 с. 20. Петрянкина, В. И. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб.:Лань, 2015. – 160с. 21. Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. – Санкт–Петербург, 2014. – 34 с 22. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедическиой работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2009. – 18 с. 23. Тонкова–Ямпольская, Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова–Ямпольская //Вопросы психологии. – 2019. – №3, С. 4–101. 24. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – М. : Высшая школа, 2014. – 256 с. 25. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Проспект, 2017. – 198 с. 26. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Академия, 2019. – 240 с. 27. Швецова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Швецова // Логопедия. – 2016. – № 7. – С. 16–30. 28. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 240 с. 29. Яровенко, О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребенком. – М. : Изд–во МГУ, 2015. – 46 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Рынок труда в России: современное состояние, перспективы.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
Квалификация фактов, событий и обстоятельств, характеризующих хищение чужого имущества
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Атрибуция иконы «Спас Вседержитель» темперная живопись , доска
Количество страниц:
36
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Искусство
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image