В рамках настоящей работы был выполнен анализ региональных особенностей и проведена разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем, отдельно взятого субъекта Российской Федерации – Московской области.
С этой целью в первой части работы были освещены историко-географическое положение и демографическая обстановка региона; проанализирована ресурсная база региона, уровень развития промышленности и сельского хозяйства.
Во второй и третьей частях работы были подведены основные итоги социально-экономического развития региона на современном этапе; проанализированы возможные пути его дальнейшего развития. По результатам подсчетов второй части работы мы определили отрасли специализации Московской области.
Московская область – один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По валовому региональному продукту, объему промышленного производства, поступлению иностранных инвестиций, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, объему доходов бюджету Московская область занимает лидирующие места в Центральном Федеральном Округе.
Понятие «устойчивое развитие» до сих пор остается дискуссионным. Одни авторы акцентируют свое внимание исключительно на экологической составляющей, другие наоборот – рассматривают это определение в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров.
Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства - материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов.
Таким образом, устойчивое развитие региона – это его способность противостоять воздействиям различного характера, определяемое быстрым возвратом в исходное состояние в случае нарушения, либо достижение более высокой точки своего развития, неуклонное повышение качества жизни населения и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства территориально- хозяйственного комплекса.
Ключевым уровнем в обеспечении устойчивого сбалансированного развития национальной социально-экономической системы является регион, так как:
- регионы являются наиболее устойчивыми территориальными образованиями, которые сформировались с учетом национальных, исторических, географических, экономических особенностей;
- различия в социально-экономическом потенциале регионов и опыте управления формируют дифференцированные задачи обеспечения устойчивости и сбалансированности развития;
- по размеру территории и по численности населения регионы могут быть соизмеримы со многими странами мира;
- региональное управление занимает центральное положение в системе «Российская Федерация – субъекты РФ – муниципальные образования»; Среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие региона, выделяются группа экономических факторов, группа общественно-политических факторов, группа социальных факторов и группа экологических факторов.
Региональные органы власти нашего государства оказывают влияние на факторы устойчивого развития и должны их учитывать при разработке и реализации политики региона. Следует обязательно отметить, что на группу природно-экологических факторов сложно повлиять со стороны органов власти, но они должны учитывать их во внимание, при реализации региональной политики. Таким образом, все эти группы факторов оказывают влияние на формирование социально-экономической политики, и принятие их во внимание обязательно. В настоящее время разными авторами предлагаются различные методологические основы и методики оценки устойчивости социально-экономического развития региона, однако практически такие показатели не используются для управления региональным развитием в РФ.
Предлагается показатель, который можно использовать для оценки устойчивости развития региона и сравнения его с другими субъектами РФ. Методические принципы построения показателя:
1. Принцип информационной обеспеченности. Информационная база должна быть доступна по всем субъектам РФ;
2. Принцип простоты и воспроизводимости расчётов. Интегральный показатель должен быть простым в расчетах, базироваться на ограниченном количестве показателей. 3. Принцип гибкости. Возможность трансформации показателя – добавление новых индикаторов или исключение неактуальных.
Для того чтобы превратить имеющийся в стране научно-технический потенциал в действенный фактор экономического развития, сегодня нужно переходить к политике комплексной поддержки инновационных процессов. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических и правовых условий для формирования отечественной инновационной системы.
Что касается пространственного развития региона, то при эффективном выборе приоритетов будет сформирован обновлённый устойчивый опорный каркас расселения региона и заново выстроены устойчивые информационные, производственно-кооперационные и торговые связи между его узлами. Результатом станут укрупнение потребительского рынка, рост и повышение разнообразия предложения на рынке труда и в итоге – достижение масштабов и качественных характеристик, создающих предпосылки для закрепления новых функций за возрождёнными точками роста. Высокий уровень развития человеческого капитала, в свою очередь, станет платформой для долгосрочного устойчивого социально-экономического развития региона. Текущий уровень развития человеческого потенциала региона следует признать имеющим существенные резервы для дальнейшего развития: по большинству показателей Московская область находится на относительно низких позициях как в Российской Федерации, так и в ПФО. Можно уверенно говорить, что регион обладает реальными возможностями добиться в дальнейшем высокого уровня в развитии человеческого капитала.
Таким образом, управление устойчивым развитием экономики территорий призвано обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических и экологических интересов региона. Устойчивое развитие экономики региона предполагает эффективное взаимодействие органов власти всех уровней, согласование общенациональных, региональных интересов с интересами настоящих и будущих поколений по взаимосвязанным вопросам социально-экономического развития и охраны окружающей среды.