ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.3. Состояние интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.4. Анализ методик по развитию интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 11
Выводы по главе 1 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Читать дальше
В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты развития ИСР у дошкольников с ОНР. Целью данного исследования было изучение процесса развития ИСР у данной категории детей, выявление особенностей их интонационной выразительности, а также анализ методик по развитию ИСР. На основе проведенного анализа и исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. ИСР играет важную роль в коммуникации и передаче эмоций. Развитие ИСР начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всего онтогенеза, что делает ее значимой для всех этапов развития ребенка.
2. Дети с ОНР могут иметь особенности и трудности в развитии ИСР, такие как ограниченный диапазон интонационных выражений, затруднения в распознавании интонации, монотонность и другие аспекты. Понимание этих особенностей важно для разработки коррекционных методик.
3. Причины состояния ИСР у дошкольников с ОНР могут включать недоразвитие фонетических и фонематических навыков, ограниченную лексику и грамматическую структуру, а также негативный опыт и стресс в коммуникации.
4. Развитие ИСР имеет важное значение для дошкольников с ОНР, так как оно помогает им выражать эмоции, улучшает понимание речи и повышает мотивацию к общению. Эффективные методики по развитию ИСР могут значительно улучшить коммуникативные навыки и качество жизни этих детей.
5. Методики, такие как игровые, музыкальные, ролевые и упражнения по артикуляции и дыханию, могут быть эффективными средствами развития ИСР у детей с ОНР. Важно выбирать методики, соответствующие индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка.
6. Дальнейшие исследования в этой области могут включать более глубокий анализ методик и их эффективности, а также разработку новых подходов к коррекции ИСР у дошкольников с ОНР. Это позволит детям с ОНР получать более эффективную помощь и поддержку в развитии их коммуникативных навыков.
Данная курсовая работа позволила подробно изучить теоретические аспекты развития ИСР у дошкольников с ОНР и выделить методики, которые могут быть полезными в коррекции данного аспекта речи.
Читать дальше
1. Богуславская В. Б., Жукова О. С. Современные методы коррекционной работы с интонационной системой речи дошкольников. – Москва: Логосфера, 2019. – 192 с.
2. Гончарова, И. А. Ролевые игры как средство развития интонационной стороны речи / И. А. Гончарова // Логопед. – 2018. – № 5. – С. 20-28.
3. Горбатова О. П. Развитие речи и коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. – Москва: Академия, 2018. – 224 с.
4. Горшкова, Н. А. Развитие интонационной стороны речи у дошкольников: методики и практические аспекты / Н. А. Горшкова // Современная логопедия. – 2020. – № 2. – С. 55-62.
5. Дубровина, Н. Г. Работа над артикуляцией и дыханием в коррекции интонационной стороны речи / Н. Г. Дубровина // Логопедическая практика. – 2017. – № 3. – С. 50-58.
6. Занкович, Л. Н. Развитие интонационной стороны речи у дошкольников / Л. Н. Занкович. – Санкт-Петербург: Речь, 2021. – С. 70-85.
7. Зинченко В. П., Смыслова О. В. Коррекционная педагогика: интонационные аспекты развития речи. – Москва: Юрайт, 2021. – 256 с.
8. Коломиец, Е. П. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Е. П. Коломиец // Педагогическая психология в России. – 2019. – № 4. – С. 32-40.
9. Корнеева И. А. Интонация в системе логопедической работы: современные подходы и технологии. – Москва: Генезис, 2018. – 192 с.
10. Лалаева Р. И. Интонирование как фактор развития речи у дошкольников с ОНР. – Москва: Флинта, 2019. – 136 с.
11. Лок, Дж. Л. Речевые и языковые расстройства у детей / Дж. Л. Лок. – Москва: Издательство МГУ, 2017. – С. 110-125.
12. Лотос, Дж. Л. Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи / Дж. Л. Лотос. – Сан-Франциско: Академическое издательство, 2020. – С. 80-95.
13. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – Москва: Просвещение, 2017. – С. 180-195.
14. Петрова Н. А. Коррекция интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР посредством музыкально-ритмических упражнений. – Санкт-Петербург: Речь, 2020. – 176 с.
15. Смирнова Е. О., Рязанова О. В. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР: теория и практика. – Москва: Владос, 2017. – 158 с.
16. Смирнова, О. В. Методики развития интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР / О. В. Смирнова // Развитие ребенка с нарушениями речи. – 2022. – № 1. – С. 15-24.
17. Сухова Г. Ю. Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи дошкольников с ОНР. – Москва: Вако, 2020. – 144 с.
18. Терехова Г. Г., Шаховская Н. В. Особенности интонационной экспрессии речи у детей с ОНР. – Москва: Перспектива, 2021. – 210 с.
19. Фасбиндер-Стерн, Э. М. Интонация и ее использование: мелодия в грамматике и дискурсе / Э. М. Фасбиндер-Стерн. – Нью-Йорк: Оксфордский университетский пресс, 2018. – С. 45-62.
20. Чиркина Г. В. Методики и упражнения для работы над интонацией в логопедической практике. – Москва: Айрис-пресс, 2019. – 128 с.
Читать дальше