Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования познавательных способностей учащихся на уроках истории 5
1.1 Раскрытие понятия «Познавательный интерес» 5
1.2Познавательные возможности обучающихся при изучении истории 7
Глава 2. Практическое применение диагностики познавательных возможностей школьников в обучении истории 11
2.1 Методы развития познавательных возможностей учащихся на уроках истории 11
2.2 Система заданий для диагностики познавательных возможностей школьников в обучении истории 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Читать дальше
История — наука о человеке и его деятельности во времени и про-странстве; оно помогает каждому человеку разобраться в прошлом и насто-ящем, лучше понять себя и свою роль в обществе.
Изучение истории дает учащимся методические знания, важные для изучения других предметов. Это создает важную предпосылку целостного восприятия мира в его единстве и многообразии.
Задача преподавания истории — сформировать понимание не только многогранности исторического процесса, но и его закономерностей, рас-крывающих сущность исторических фактов и связи между ними. Это нахо-дит свое выражение в системе понятий и законов, включая важнейшие зако-ны общественного развития. Их исследование предполагает выявление сущности исторического процесса и доказательство его индивидуальности и повторяемости.
Примеры из практики продвинутых учителей позволяют сделать вы-вод, что одной из возможностей повышения эффективности преподавания истории в школе является овладение каждым учителем научно-методическими знаниями, умение творчески применять полученные знания в обычной школьной практике и систематически анализировать свою рабо-ту, накапливать и развивать все то положительное, что они дают в классном и внеклассном взаимодействии с учениками.
Важным условием повышения качества преподавания истории являет-ся внедрение плодотворной цели сотрудничества в учебном общении со сту-дентами, о чем в настоящее время пишут передовые преподаватели различ-ных специальностей.
На основе исследования можно сделать следующие выводы:
1) Методика предлагает ряд методов и средств обучения, выявляет существенные связи между материалом разного характера и содержания и соответствующими методами организации учебной деятельности.
2) После разработки урока(ов) можно убедиться, что учет познава-тельных способностей учащихся при подготовке уроков действительно при-водит к успешному формированию знаний учащихся.
В целом эта тема интересна и сложна. Автор попытался указать на многие аспекты повышения эффективности преподавания истории в обще-образовательной школе, однако тема обширна и требует дальнейшего де-тального изучения.
Читать дальше
1. Гондарук А.В. Активизация учебно-познавательной деятельно-сти учащихся / А.В. Гондарук // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2015–№2. – C.226-229.
2. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекоменда-ции / Н. С. Дорошенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 937–943. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24375/ (дата обращения: 05.12.2023).
3. Дудина М. Н. «Уроки истории» в школьном учебнике и методи-ке преподавания истории / М. Н. Дудина // Историко-педагогические чтения. – 2014–№ 18 – С. 58–67.
4. Егорова С. А. Развитие познавательного интереса учащихся на уроке истории / С. А. Егорова // 21 век: фундаментальная наука и техноло-гии. Материалы XI международной научно-практической конференции. – 2017 – C.95-98.
5. Збаранская А.Н. Приемы, методы и технологии, способствую-щие формированию УУД / А.Н. Збанская. – Энгельс: МБОУ «СОШ пос. Бурный», 2015–7 с.
6. ИльясоваА.Н. Проблема активизации познавательной деятельно-сти учащихся: Психолого-педагогической аспект / А. Н. Ильясова // Про-блемы современного педагогического образования. – 2014–№1. – С.74- 77
7. Комарова Т. Б. Исследовательская деятельность и познаватель-ная активность учащихся / Т. Б. Комарова // Наука и образование: новое время. – 2016–№3. – С.192-194.
8. Кудрявцев К.Н. Особенности управления познавательной дея-тельностью учащихся / К.Н. Кудрявцев // Стратегическое эколого-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в услови-ях глобализации. Материалы международной научно-практической конфе-ренции. – 2017 – C.187-189.
9. Работа с историческими источниками на уроках истории // Ме-тодические рекомендации. Кротов Р. М. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/02/11/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 05.12.2023).
10. Русина Ю. А. Методология источниковедения: учеб. пособие // Ю. А. Русина. – М–во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун–т. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2015. – С. 123.
Читать дальше