Введение 3
Глава 1. Педагогические основы исследовательской и проектной деятельности 5
1.1. Характеристика педагогических основ исследовательской деятельности 5
1.2 Характеристика педагогических основ проектной деятельности 8
Глава 2.Организация исследовательской и проектной деятельности школьников 15
2.1 Педагогические условия реализации проектной и исследовательской деятельности 15
2.2 Организация исследовательской и проектной деятельности школьников 17
Заключение 20
Список литературы 21
Читать дальше
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность открывают возможности для формирования жизненных навыков, элементы исследования в учебной деятельности стимулируют творческие возможности, постепенное развитие самостоятельности, появляется устойчивая потребность в самореализации и личностном самовыражении. Анализ литературы также показал, что в качестве основы дидактики исследовательской и проектной деятельности выступают формы организации такой деятельности, разнообразные методы обучения, принципы обучения, особое внимание должно уделяться содержанию исследовательской и проектной деятельности в соответствии с возрастом детей. Показатели сформированности исследовательской деятельности это: умение видеть проблему; умение формулировать и задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; способность сформулировать выводы и умозаключения по результатам работы; умение доказывать свою точу зрения, формулировать аргументы; умение самостоятельно действовать на этапах исследования. В системе организации проектной и исследовательской деятельности важными аспектами являются: обеспечение необходимых организационно-педагогических условий, а также реализация деятельности, направленной на формирование проектных и исследовательских компетенций младших школьников, составляющих проектно-исследовательскую компетентность. Проектная деятельность дает возможность стимулировать развитие учебной мотивации, а также расширить межпредметные связи, развивать интеллектуальные способности учащихся, создавать благоприятную творческую атмосферу сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Все это также становится возможным благодаря большому разнообразию видов проектов, как по тематике, так и по форме их организации, и по количеству участников. Важно чтобы выбранная тематика проекта и ее сложность соответствовали возрастным особенностям детей.
Читать дальше
1. Адаева, Е.А. Метод проектов как условие развития мотивации / Е.А. Адавева // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и в ВУЗе. – 2015. – №1. – С. 96-100.
2. Багачук, А.В. Методические возможности организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов / Багачук А.В. // Современные проблемы науки и образования. 2018. – №5. – С. 118.
3. Гребенникова, Н.Л. Педагогические условия организации исследовательской деятельности в начальной школе / Н.Л. Гребенникова, Н.В. Алексеева // Кронос: психология и педагогика. – 2020. – №3. – С.16-17.
4. Дулина, С.В. Проект как метод обучения / С.В. Дулина // Мат-лы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе». Барнаул. – 2015. – С. 29-32.
5. Иванова, Л.А. Развитие исследовательской деятельности учащихся начальных классов / Л.А. Иванова // В сборнике: Стратегические ориентиры развития науки и образования. – Чебоксары, 2023. – С. 54-57.
6. Клещева, И.В. Поддержка исследовательского поведения детей / И.В. Клещева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №56. – С. 75.
7. Козлова, О.Н. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах / Козлова О.Н. // В сборнике: Диалог на равных. – Воронеж, 2023. – С. 116-118.
8. Кучумова, Е.В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности / Е.В. Кучумова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1472-1474.
9. Липатова, Е.В. Развитие личности младшего школьника в процессе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / Е.В. Липатова // Методист. – 2016. – №7. – С. 53-54.
10. Нужнова, Н.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к решению профессиональных задач в области исследовательской деятельности / Нужнова Н.М. // Герценовские чтения. – 2021. – №1. – С. 180.
11. Плетенева, О. В. Диагностика уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 5—9-х классов: методическое пособие / О. В. Плетенева, В. В. Целикова, В. Я. Бармина, Е. А. Белаш. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. — 122 с
12. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2016. – 480 с.
13. Сафарова, Н.А. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий / Н.А. Сафарова, Л.В. Мамедова // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – №6. – С. 176-180.
14. Тихонова, О.М. Проектно-исследовательская деятельность как способ повышения учебной мотивации / О.М. Тихонова, Л.В. Иванова // Общество. 2022. – №1. – С. 61-67.
15. Цибизова, Т.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования / Т.Ю. Цибизова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
16. Чегерова, Т.И. Экспертная оценка состояния проблемы исследовательских способностей детей / Т.И. Чегерова, М.А. Таганова // В сборнике: Философско-педагогические проблемы непрерывного образования. – 2020. – С. 385-388.
17. Чернякова, О.В. Дидактические основы современного исследовательского обучения / О.В. Чернякова В сборнике: Актуализация педагогического опыта: ФГОС-урок. – 2016. – С. 136-140.
18. Шарафутдинова, Г.М. Проектная деятельность как средство развития личности / Г.М. Шарафутдинова // Вестник науки и образования. – 2017. – №6. – С.96-100.
19. Karakhonova, L.M. Organization of research activity of schoolchildren at the lessons of biology / L.M. Karakhonova // science and innovation international scientific journal. – 2023. – V.2 – №3. – P.430-438.
20. Karpov, A.O. Early Engagement of Schoolchildren in Research Activities: The Human Factor / A.O. Karpov // Advances in Intelligent Systems and Computing. Cham (ZG): Springer International Publishing AG. – 2018. – V. 596. – P. 84-94.
21. Karpov, A.O: Formation of the modern concept of research education: frоm new age to a knowledge society / A.O. Karpov // Proced. Soc. Behav. Sci. – 2015. – №214. – Р. 439–447.
22. Kayumova, M. The development of research activity with schoolchildren / M. Kayumova., S. Xembayeva, N. Fominykh., N. Pfeifer // World Journal on Educational Technology: Current Issues. – 2022. – №14 – P.740–756.
23. Kocheva, M.A. Progressive development of research work of schoolchildren and students in the higher education system / M.A. Kocheva, Gotuleva Y.V. // Modern problems of science and education. – 2020. – № 2 – P. 48-48.
Читать дальше