Введение 3
1.Из истории исследования скифской религии 5
2.Религиозные представления в древних обществах 8
3. Легенда о происхождении скифов 11
Заключение 15
Список использованной литературы 19
Читать дальше
В ходе написания реферата можно сказать, что исследование религиозных представлений скифов и скифоидных племён раскрывает многогранность и сложность этой задачи. Начиная с ранних работ античных историков и до современных археологических исследований, ученые сталкиваются с трудностями интерпретации ограниченных и часто неоднозначных данных.
Открытия последних десятилетий, однако, значительно расширили наше понимание религиозной жизни скифов, демонстрируя их богатую духовную культуру и глубокие религиозные убеждения.
Скифы, как и многие древние народы, имели сложную систему верований, тесно связанную с природными явлениями, социальными порядками и космическими законами. Их религия, отражающая уникальное сочетание анимизма, тотемизма и шаманизма, включала в себя разнообразные божества и ритуалы, которые были интегрированы в повседневную жизнь и культуру.
Изучение религиозных практик скифов помогает понять их взгляды на мир, а также взаимоотношения с окружающей средой и другими обществами.
Одним из ключевых моментов в изучении скифской религии является легенда о происхождении скифов, описанная Геродотом.
Эта легенда, воплощающая в себе как мифологические, так и исторические элементы, представляет собой не просто повествование о происхождении народа, но и отражает глубокие религиозные и космогонические представления скифов. Она демонстрирует связь между мифологией и социальными, политическими и религиозными устоями скифского общества, подчеркивая важность мифологического наследия в формировании идентичности скифов как народа.
В целом, религиозные представления скифов и скифоидных племён, изучаемые через призму письменных и вещественных источников, раскрывают богатую и многоаспектную картину духовной жизни этих древних народов.
Понимание религиозных представлений скифов и скифоидных племён предоставляет уникальную возможность изучить не только их верования и обряды, но и глубоко проникнуть в суть их космологической карты мира, их взглядов на жизнь, смерть, природу и космос. Отдельное внимание заслуживает анализ ритуалов и обрядов, связанных с поклонением богам, поскольку они отражают социальную структуру и культурные особенности скифского общества. Религия скифов не была изолированной системой, она активно взаимодействовала с религиозными представлениями соседних народов, что подчеркивается исследователями в области сравнительной мифологии и истории религии.
Скифские религиозные представления, зафиксированные как в письменных, так и в вещественных источниках, неразрывно связаны с их образом жизни, отношением к войне, природе, человеку. Особое место занимает культ воинства, который проявлялся в религиозных ритуалах, посвященных героям и предкам. Религиозные верования скифов также тесно связаны с их искусством и символизмом, что является предметом особого интереса для исследователей.
Эти знания не только углубляют наше понимание скифов как исторической цивилизации, но и предоставляют ценные уроки для современного общества, подчеркивая значение религии и мифологии в культурном и историческом контексте.
Читать дальше
1. Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962. С. 448.
2. Алексеев А. Ю. О скифском Аресе // АСГЭ. 1980. Вып. 21. С. 39–47
3. Бессонова С. С. Деягi релiгiйнi аспектi скiфськоï iдеологiï. — Археологiя, 1980, 34, с. 3–17.
4. Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983. С. 26.
5. Ельницкий Л. А. Скифские легенды как культурно-исторический материал // СА. 1970. № 2. С. 64–74.
6. Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 29
7. Кнорозов Ю. В. Этногенетические процессы в древней Америке. — В кн.: Проблемы истории и этнографии Америки. М.: Наука, 1979, с. 133–141.
8. Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Киев, 1977. С. 96–120.
9. Лелеков Л. А. Ранние формы иранского эпоса. — НАА, 1979, № 3, с. 173–188.
10. Мелетинский Е. М. Место нартских сказаний в истории эпоса, — В кн.: Нартский эпос. Орджоникидзе: Сев. — Осет. кн. изд-во, 1957, с. 38–73.
11. Мелетинский Е. М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири. — В кн.: Проблемы сравнительной филологии. М.; Л.: Наука, 1964. — С. 443
12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 406 с.
13. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. — М.: Изд-во вост. лит., 1963. — 462 с.
14. Миллер В. Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Журнал министерства народного просвещения. 1882. Июль; Миллер В. Ф. Осетинские этюды: В 3 т. М., 1887. Т. 3 - 24 с.
15. Миллер В. Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин. — ЖМНП, 1882, 222, авг., с. 191–207.
16. Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 213
17. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: (Опыт реконструкции скиф. мифологии). — М.: Наука, 1977. — 216 с.
18. Ростовцев М. И. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре // ИАК. 1913. Вып. 49. С. 1–62
19. Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. СПб., 2001. С. 122.
20. Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний. — ТЗС, 1973, т. 6, с. 109–142.
21. Шауб И. Ю. Культ фарна у скифов // Вестник ПСТБИ. 2004. Вып. 2. - 482 с.
22. Шауб И. Ю. Причерноморско-италийские этюды III. Геракл в Италии и Скифии // Итальянский сборник. 2003. Вып. 7. С. 12–28
23. Энгельс Ф. Анти-Дюринг [Текст] ; Диалектика природы : [16+] / Фридрих Энгельс ; [пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда]. - Москва : Э, 2017.- С. 328-329
24. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, 1968 - С 313
25. Bonnell E. Beiträge zur Altertumskunde Russlands. St-Petersburg, 1882. Bd. 1. S. 329.
26. Dumézil G. La société scythique avait-elle des classes fonctionalles? — Indo-Iranien J., 1962, N 5, p. 187–202.
27. Molé M. Le partage du Monde dans la tradition iranienne. — JA, 1952, 240, p
Читать дальше