ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 8
1.1. Понятие и сущность управления мотивацией персонала организации 8
1.2. Функции и методы управления мотивацией персонала организации 19
1.3. Содержание системы стимулирования труда в ресторанном бизнесе 27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА ЖARKA) 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ресторана 36
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала ресторана 43
2.3. Анализ управления мотивацией сотрудников ресторана 51
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА ЖARKA) 63
3.1. Мероприятия, направленные на повышение мотивации труда в ресторане 63
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Читать дальше
Мотивация персонала – это некий набор действий со стороны руководства предприятия, направленный на улучшение трудоспособности работников компании, а также способы привлечения квалифицированных специалистов и их удержания. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, повышение заинтересованности работника в обогащении содержания самого процесса труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Вопрос создания эффективной системы управления мотивацией персонала является одним из самых проблематичных в деятельности предприятий ресторанного бизнеса, так как мотивация выступает главным средством наиболее полного использования трудового потенциала работников с целью повышения конкурентоспособности заведения. Особенность мотивации работников в ресторане заключается в том, что в работе персонала поощряется понимание потребностей гостей, формирование дополнительной ценности услугам своим отношением и клиентоориентированным подходом
Ресторан ЖАRkА был создан летом 2017 года и на сегодняшний день находится в стадии развития. В организации применяется линейно-функциональная структура управления. В течение трех лет финансовые результаты работы ресторана улучшаются.
В структуре персонала ресторана ЖАRkА преобладающую долю составляют женщины, работники с высшим образованием и в возрасте до 30 лет, проработавшие в компании от 1 года до 5 лет. В процессе управления мотивацией персонала ресторан применяет материальные и нематериальные формы стимулирования, при этом основной акцент делается на развитии корпоративной культуры. Однако высокие показатели выбытия и текучести кадров, низкий уровень постоянства и укомплектованности кадрового состава, а так же результаты опроса свидетельствуют о наличии ряда проблем в действующей системе мотивации. Так, мотивация работников снижается из-за низкого уровня удовлетворенности заработной платой, условиями организации трудовой деятельности, а также высоким уровнем конфликтности и напряженности в коллективе.
С учетом стратегических целей компании был разработан проект по повышению мотивации труда работников ресторана ЖАRkА, основной целью которого являлось повышение эффективности использования кадрового потенциала на 15 % к концу 2024 года за счет развития мотивации персонала. Для достижения поставленной цели были предложены инструменты повышения мотивации персонала: проведение совместных корпоративных мероприятий, регулярная диагностика уровня удовлетворенности персонала трудом, создание доски почета, развитие материального и нематериального стимулирования, совершенствование системы наставничества, внедрение дистанционного обучения, вовлечение всех сотрудников в решение задач компании с помощью конкурсов.
В результате анализа поля сил К. Левина был сделан вывод о большем влиянии движущих сил и определены сдерживающие силы проекта. Были выявлены и проанализированы риски проекта, а также разработаны мероприятия по их минимизации. Был составлен план мероприятий проекта, согласно которому внедрение проекта рассчитано на 12 месяцев, затем планируется его дальнейшая эксплуатация. Стоимость проекта складывается из суммы инвестиционных и эксплуатационных затрат. Для каждого вида затрат были сформированы сметы, составлен итоговый бюджет проекта. Общая сумма затрат составляет 337 500 руб. Предполагается, что предлагаемый проект даст экономический эффект в виде снижения текучести кадров на 20 %.
Прибыль от реализации проекта за вычетом затрат составит 14 500 руб., экономическая эффективность определена в размере 4,30 % соответственно. Социальная эффективность проекта заключается в том, что при повышении мотивации труда персонала будут улучшены такие качественные показатели: удовлетворенность трудом, приверженность к организации, укрепление командного духа, создание благоприятного социально-психологического климата и улучшение имиджа организации.
Читать дальше
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 16.10.2023).
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_17819/ (дата обращения: 16.10.2023).
3. Аверьянова, К.А. Система стимулирования персонала: понятие, значение и функции / К.А. Аверьянова, В.Э. Гарьковенко // E-Scio. – 2022. – № 1(64). – С. 137-140.
4. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
5. Гришин, А.А. Стимулирование персонала как элемент менеджмента качества в ресторанном бизнесе / А.А. Гришин // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 13. – С. 177-183.
6. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 378 с.
7. Зарипова, С.Р. Основные теории мотивации персонала / С.Р. Зарипова // Трибуна ученого. – 2020. – № 1. – С. 396-399.
8. Ивангородская, Т.С. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т.С. Ивангородская // Бенефициар. – 2022. – № 122. – С. 26-29.
9. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 383 с.
10. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 524 с.
11. Кисляков, Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 176 с.
12. Король, К.А. Мотивация к трудовой деятельности как основа системы управления персоналом организации / К.А. Король // Вестник науки. – 2022. – Т. 2, № 7(52). – С. 24-29.
13. Лукашевская, Д.А. Различия между мотивацией и стимулированием персонала / Д.А. Лукашевская // Вестник университета. – 2020. – № 1. – С. 156-163.
14. Минеева, О.К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / О.К. Минева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 275 с.
15. Михайлова, Н.В. Понятие системы мотивации и стимулирования труда как фактора эффективности деятельности персонала предприятия / Н.В. Михайлова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 3(67). – С. 85-89.
16. Пугачев, В.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В.П. Пугачев. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 394 с.
17. Ребров, А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии: учебное пособие / А.В. Ребров. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 346 с.
18. Севостьянов, Д.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / Д.А. Севостьянов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 278 с.
19. Соловьева, Н.С. Нематериальные методы воздействия на мотивацию сотрудников / Н.С. Соловьева, О.В. Болотова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 11(51). – С. 148-152.
20. Ступак, А.С. К вопросу о сущности понятия «мотивация труда персонала» / А.С. Ступак // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 540-547.
21. Ужнин, Д.Б. Система стимулирования труда работников ресторана / Д.Б. Ужнин // Синергия Наук. – 2021. – № 65. – С. 7-13.
Читать дальше