На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Различные подходы к их пониманию «суверенитет» обусловлены тем, что возникновение этих суверенитетов пришлось на тот период, когда в науке еще не выработалось понятие «государство» в современном смысле этого слова. Его либо отождествляли с личностью монарха (или иными высшими органами государственной власти), либо с народом. Таким образом, идея народного, национального, парламентского и монархического суверенитета возникла для характеристики сравнительно высшего юридического положения народа, нации, парламента или государства соответственно.
Вопрос о соотношении понятий государственный и народный суверенитет существуют три основные точки зрения. Первая связана с отождествлением народного и государственного суверенитета, что обосновывается совпадением их носителя. Вторая основана на тезисе производности государственного суверенитета от народного, а третья на отрицании народного суверенитета и признания только суверенитета государства.
Введение в научный оборот категории «национальный суверенитет» также вызывает достаточно большие споры, обусловленные, прежде всего, неоднозначностью понимания этого термина.
В юриспруденции существуют как минимум два подхода к понятию национального суверенитета. Согласно общегражданскому подходу он отождествляется либо с государственным, либо с народным суверенитетом, что можно объяснить, во-первых, нечеткостью трактовок этих терминов, а во-вторых, тем, что исторически нации появляются лишь с развитием капиталистических отношений. Они облекаются в государственные формы и государства становятся национальными. А поскольку так происходило образование большинства государств, нация стала отождествляться с государством, а национальный суверенитет – с государственным. В соответствии с этническим подходом, он трактуется как «верховенство и независимость национальностей в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями на основе права каждого народа на самоопределение».
Национальный, народный и государственный суверенитет соотносят в науке следующим образом:
Государственный и национальный суверенитет рассматриваются как формы проявления народного суверенитета.
Суверенитеты рассматриваются как самостоятельные, но взаимосвязанные между собой виды. Народный суверенитет считается предпосылкой государственного и национального суверенитета.
Суверенитет представляется единым понятием, которое не может быть поделено между государством, народом и нацией, так как эти суверенитеты являются различными сторонами одного и того же явления: народный и национальный суверенитет лежат в основе суверенитета государства, а тот в свою очередь является политико–юридической формой выражения полновластия народа и суверенной воли нации и народностей.
Как юридическая категория существует только государственный суверенитет, категории народный и национальный суверенитет служат лишь для указания на источник государственной власти.
Представляется достаточно сложным разграничить понятия народный, государственный и национальный суверенитет, т. к. сложно дать четкие формулировки понятиям «народ», «народность», «нация», «этнос», «государство», часто употребляемым как синонимы. Говоря о правомерности выделения национального и народного суверенитета, пред– почтительней представляется точка зрения С. В. Черниченко, поскольку понятие «народный суверенитет», возникшее в результате политической борьбы с абсолютизмом в противовес идеи об абсолютной власти монарха и принципа коронного владения, носит больше политический, нежели юридический характер. То же самое можно сказать и о «национальном суверенитете», служившим «правовой гарантией» самоопределения в рамках СССР и возможности реализации советскими союзными республиками права выхода из состава Союза. Со– ответственно юридически обоснованным является лишь выделение государственного суверенитета. Термины народный и национальный суверенитеты носят скорее философский, политический характер, de jure указывающий лишь на то, что, во–первых, источником суверенитета является народ (нация) и, во–вторых, на возможность нации самоопределиться в виде отдельного государства (право на государственный суверенитет) или национальной автономии в рамках единого государства. Поэтому до образования государства нацией или народом говорить о наличии у них суверенитета (как верховенства внутри страны и независимости на международной арене) не приходится.