Введение 3
Глава 1. Особенности детей с ЗПР психогенного характера 5
1.1 Определение понятия «задержка психического развития» (ЗПР) 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР психогенного характера 8
Выводы по первой главе 10
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме обучения и воспитания детей с ЗПР психогенного характера 11
2.1 Специфика готовности детей с задержкой психического развития психогенного характера к обучению 11
2.2 Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с ЗПР психогенного характера 13
Выводы по второй главе 16
Глава 3. Практическая работа по обучению и воспитанию детей с ЗПР психогенного характера 17
3.1 Организация и методы исследования 17
3.2 Результаты исследования 18
Выводы по третьей главе 20
Заключение 21
Список литературы 22
Читать дальше
Современные ученые-педагоги классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
Обучающиеся с задержкой психического развития психогенного характера характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Способность к обучению удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможно проявление неадаптивного поведения, связанного как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Поэтому учащиеся с ЗПР психогенного характера нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
Читать дальше
1. Ахметова Д.З., Игнатьев А.Е. Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования: методическое пособие. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 34 с.
2. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 53–59.
3. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. – 2017. – №3. – С.56-61.
4. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. – 2016. – № 22. – С.23-28.
5. Барыльник Ю.Б., Деева М.А., Кормилицина А.С. Клинико-диагностические аспекты задержек психического развития в детском возрасте Филиппова Н.В., Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. – Т. 16. – №4. – С. 89-100.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
7. Закиров А., Байсубанова В.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – №10. – С. 138-141.
8. Кондрашова Т.М. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР // В сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий. – 2019. – С. 14-16.
9. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №1. – С. 20–23.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с.
11. Лебединская С.Л. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2014. – С. 312.
12. Перешеина Н.В. Задержка психического развития как вариант дизонтогенеза // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – №2. – С. 41-44.
13. Петрова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – №1. – С. 157-159.
14. Сергеева О. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 5. – С.76-79.
15. Соловьева Е.Н. Особенности организации обучения младших школьников с задержкой психического развития // В сборнике материалов IV Всероссийской конференции молодых ученых: Наука и инновации XXI века. – 2017. – С. 177-179.
16. Тиганов А.С. Патология психического развития. – М.: Медицина, 2014. – 712 с.
17. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Шипицыной Л.М. – 2018. – 354 с.
18. Эмираметова Н.А., Бобрик Ю.В. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР // Вопросы педагогики. – 2022. – №
Читать дальше