В современном искусстве примитивизм является одним из наиболее дискуссионных и актуальных направлений. Его значимость обусловлена не только формированием и развитием новых художественных течений, но и повышенным интересом аудитории к простоте формы, непосредственности и естественности.
Целью нашей работы является рассмотрение предпосылок формирования примитивизма в искусстве, а также определение перспектив его развития в современных условиях.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные характеристики и принципы примитивистского искусства;
2. исследовать исторические, социальные и культурные факторы, лежащие в основе формирования примитивизма;
3. выделить перспективы развития данного направления в будущем.
Объектом исследования является примитивизм в искусстве, а предметом – предпосылки его формирования и перспективы развития. В контексте данной работы важно рассмотреть исторические, культурные и социальные факторы, оказавшие влияние на формирование примитивизма, а также проанализировать его современное состояние и возможные дальнейшие тенденции.
Результаты нашего исследования позволят более глубоко понять эстетические принципы и идеи, заложенные в основу примитивизма в искусстве, а также выявить перспективы и потенциал данного направления в современном художественном контексте. Такое исследование будет актуальным как для профессионалов в области искусства, так и для широкой аудитории, интересующейся современными тенденциями и развитием художественных выражений.
Читать дальше
1 Появление примитивизма
Примитивизм — это направление в искусстве, которое зародилось в конце XIX — начале XX века. Его последователи вдохновлялись первобытным, средневековым и народным творчеством, а также детскими рисунками. В своих произведениях художники сознательно использовали упрощенные формы, образы и приемы живописи. Слово «примитивизм» произошло от латинского primitivus, что переводится как «первый» или «самый ранний».
Примитивизм появился благодаря знакомству жителей западных стран с ранее неизвестными культурами Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Америки. Кроме того, он стал реакцией на общественные изменения того времени, которые сопровождали научные и промышленные революции. Художники-примитивисты считали, что нужно стремиться к более простой, духовной и гармоничной жизни, которой живут народы вне «цивилизации».
Неадекватные технические средства не обязательно характерны для «примитивного искусства». Напротив, материалы, из которых работает художник-примитивист – камень, кость, дерево, металл – в основном те же, что и у европейского художника. Даже в живописи красящие пигменты из минералов, овощей и даже животных во многих случаях похожи. Средства, имеющиеся в распоряжении примитивиста, соответствуют его культурному уровню и его окружению [8].
В африканском святилище или храме картина маслом на холсте была бы и исторически недостоверной, и эстетически неприятной. Примитивные методы значительно отличаются друг от друга, однако мы находим схожие техники, применяемые в совершенно разных областях. Например, метод создания скульптур из дерева – это преимущественно рубка, а не резьба. Инструментом служит своеобразная лопатка.
В результате в готовом изделии получается гранёная поверхность, на которой видны неровные следы инструмента. Эта техника распространена в Западной и Южной Африке, Новой Гвинее и Северо-Западной Америке. Цель художника – хорошее мастерство. Условия, в которых он работает, отличаются от условий его «цивилизованных» коллег. Прежде чем приступить к художественной работе, он должен сначала собрать, изготовить и подготовить инструменты и материалы, и обычно ему приходится делать все это в одиночку.
Читать дальше
2 Влияние примитивизма на искусство
С 1906 года такие дилеры, как Поль Гийом, а также такие художники, как Матисс, Пикассо, Дерен и Брак, начали покупать маски и статуэтки африканских племён. В результате влияние «негритянского искусства» на живопись и скульптуру стало весьма заметным в Париже после 1907 года, а в Берлине, Дрездене и Лондоне – после 1912 года. К 1920 году оно стало практически всеобщим и продолжалось до начала 1930-х годов, когда океаническое, индейское и эскимосское искусство стало главным источником вдохновения для сюрреалистов и их последователей.
Среди художников, испытавших наибольшее влияние примитивизма, были немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде (1867-1956) и Макс Пехштейн (1881-1955), фовист Анри Матисс (1869-1954), современный румынский скульптор Константин Бранкузи (1876-1957), британский скульптор Якоб Эпштейн (1880-1959), парижский итальянский портретист и скульптор Модильяни (1884-1920), Пабло Пикассо (1881-1973) и многие другие. Русский примитивизм оказал большое влияние на Наталью Гончарову (1881-1962), которая разработала стиль неопримитивистского искусства. Влияние африканского, океанического, аборигенного и другого так называемого примитивного искусства на западных художников продолжается до сих пор и охватывает ряд форм, включая живопись, скульптуру, ассамбляж, боди-арт (например, роспись лица и роспись тела), татуировку, резьбу по дереву и другие [3].
Хотя первыми примитивизмом заинтересовались художники, наибольшее влияние он оказал на скульптуру. Художник-фовист Андре Дерен даже научился резать известняк, чтобы создавать произведения в стиле примитивизма. Среди величайших произведений искусства, созданных в примитивной манере, можно назвать следующие:
1. Овири («Дикарка») (1891-93) Поля Гогена.
2. Скрюченная фигура (1907) Андре Дерена.
3. Стоящая обнажённая (1907) Андре Дерена.
4. Поцелуй (1908) Константина Бранкузи.
5. Женщина, танцующая (1908-12) Эрнста Людвига Кирхнера.
6. Спящая муза (1910) автор Константин Бранкузи.
7. Первый шаг (1913) Константина Бранкузи.
8. Танцовщица с красным камнем (1913) Анри Годье-Бржеска.
9. Иератическая голова Эзры Паунда (1914) автор Анри Годье-Бржеска.
10. Ассунта (1921) Георг Кольбе.
11. Адам (1938) потрясающая статуя неандертальца Якова Эпштейна.
12. Крадущаяся женщина (Прощание) Анри Лоренса.
13. Иаков и ангел (1940-41) Якова Эпштейна.
14. Бабуин и молодой (1952) Пабло Пикассо.
15. Разделённая голова (1963) бронзовая скульптура в стиле острова Пасхи работы Сезара.
Читать дальше
3 Перспективы развития примитивизма
Перспективы развития примитивизма в искусстве остаются чрезвычайно интересными и заслуживают внимания. Несмотря на свою простоту, примитивизм способен обладать сильным эмоциональным воздействием на зрителя, а также передавать глубокий смысл и проникновенность. Фактически, в современном мире примитивизм становится все более актуальным и востребованным.
Примитивизм развивается в разных формах искусства, включая живопись, скульптуру, графику и прикладное искусство. Однако, его экспоненты не стремятся к искусственной сложности или утонченности, вместо этого они предлагают искусственное отражение естественной простоты и непосредственности.
Одной из перспектив развития примитивизма в искусстве является его проникновение в глобальную культуру. Картины и скульптуры, созданные по принципам примитивизма, могут быть восприняты публикой как символы подлинности и искренности. Времена постоянной электронной связи и искусственной сложности могут привести к возрождению интереса к искусству, которое напоминает нам о простоте и основных человеческих ценностях.
Ещё одной перспективой развития примитивизма является его социальное значение. Примитивистские произведения искусства, будучи свидетельством истории и культуры разных народов, могут играть важную роль в сохранении и передаче национальных традиций и наследия. Они помогают сохранить уникальность и оригинальность культурных обычаев и становятся мостом между прошлым и будущим поколениями.
Наконец, перспективой развития примитивизма может стать его синтез с другими стилями искусства. Комбинируя примитивные формы и выражения с современными тенденциями искусства, художники могут создавать уникальные и пронзительные произведения, которые вызывают интерес и восхищение у зрителей.
Читать дальше
Исследование данной проблемы позволило выявить, что примитивизм как явление имеет корни в глубине истории человечества. Его предпосылки формирования связаны с поисковой деятельностью личности, стремлением отличиться от окружающей среды и изобразить мир в своем уникальном видении. Примитивизм олицетворяет необходимость создания новых форм и моделей передачи информации, выражения собственной индивидуальности.
Приглядевшись к современному миру, мы видим, что примитивизм соответствует тенденциям современного искусства, так как он обращается к простым формам и непосредственной передаче эмоций. В этом смысле примитивизм имеет все шансы на развитие в будущем, так как его ценности и техники соответствуют потребностям современного общества.
Однако, несмотря на открытые перспективы, следует учитывать чрезвычайно субъективный характер примитивизма, который вполне может не найти отклика у определенной аудитории. Развитие примитивизма нуждается в поддержке и внимании со стороны общества, учреждений и медиа, чтобы сохранить свою актуальность и способствовать развитию творческого потенциала молодых поколений.
Таким образом, исследование предпосылок и перспектив развития примитивизма раскрывает его значение и актуальность в современном мире. Это важное направление искусства, способное вносить новый взгляд на мир и вызывать эмоциональный отклик у зрителей. Осознание и признание примитивизма как творческой составляющей современной культуры позволит открыть новые возможности для его развития и расширение его влияния на общество.
Читать дальше
1. Арган, Д.К. Современное искусство. 1770-1970 [Текст] / Д.К. Арган. – Москва: Искусство, 1999. – 754 с.
2. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Формальная школа [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Арсланов В.Г.— М.: Академический Проект, 2015.— 355 c
3. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней : учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 401 с.
4. История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001, 405 с.
5. Паниотова, Т.С. История искусств [Текст]: учеб. Пособие / Т.С. Паниотова. – Москва: Кнорус, 2012. – 680 с
6. Плеханова Ирина Иннокентьевна Жизнетворческий потенциал примитивизма (наивное, трагическое и наивно-трагическое чувство жизни) // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2013. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznetvorcheskiy-potentsial-primitivizma-naivnoe-tragicheskoe-i-naivno-tragicheskoe-chuvstvo-zhizni (дата обращения: 14.01.2024).
7. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.М. Сокольникова. 4-е изд., испр. В 2 т. Т.1. – Москва: Академия, 2011. – 304 с.
8. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник / Власов В.Г. - СПб:СПбГУ, 2017. - 264 с.
9. Усова М.Т. История зарубежного искусства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Усова М.Т.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012.— 72 c.
10. Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры : учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, С. С. Ершова , под редакцией Н. А. Яковлевой. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 396 с.
Читать дальше