Актуальность. Одним из ярких проявлений человеческой индивидуальности выступает почерк, формирующийся в ходе овладения индивидом грамотой родного языка. Особенности письменно-двигательного навыка отражают тип темперамента и характера обладателя почерка и объясняются его сложной психофизиологической природой. Неслучайно в России и зарубежных странах развиваются такие научные отрасли, как графология и криминалистическое почерковедение, исследующие своеобразие письменного поведения человека. Данные направления научного знания обращают внимание на параметры почерка, указывающие на глубинные психические процессы, которые происходили с человеком в период овладения им написанием отдельных букв, и стали истоком окончательной кристаллизации психологических характеристик его личности.
Формированию графического навыка письма в процессе обучения уделялось особое внимание со времен античности, поскольку четкий, разборчивый почерк уже тогда выступал показателем эффективности мыслительных процессов пишущего. Очевидным был тот факт, что человек с развитыми графическими навыками способен успешно зафиксировать на письме не только воспринятую, но и продуцируемую им самим информацию. В условиях такой высокой значимости двигательного навыка для осуществления письменно-речевой деятельности исследование процесса формирования почерка первоклассников в период обучения грамоте представляется чрезвычайно актуальным.
Цель настоящего исследования – выявить особенности процесса формирования почерка первоклассников в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Описать методические приемы по формированию почерка первоклассников в период обучения грамоте.
3. Проанализировать учебно-методический комплект «Обучение грамоте. 1 класс» («Школа России»).
4. Разработать конспект фрагмента урока по обучению письму в 1 классе.
Объект исследования – процесс обучения грамоте в 1 классе.
Предмет исследования – методы и приемы формирования почерка первоклассников.
Методы исследования:
1. Анализ психологи-педагогической и методической литературы по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта.
3. Наблюдение за учебным процессом в школе.
4. Проектирование фрагмента урока по теме исследования.
Данная работа изложена на 26 листах печатного текста и состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы из 25 наименований и 4 приложений.
Во введении обозначены цель и задачи курсовой работы.
В первой главе, состоящей из двух параграфов, раскрыты понятие почерка и сущность психофизиологических механизмов, лежащих в его основе, освещены методы и приемы формирования почерка в период освоения грамоты в 1 классе.
Во второй главе, которая также содержит два параграфа, проанализированы методические принципы формирования почерка первоклассников, реализованные в УМК «Обучение грамоте. 1 класс» («Школа России»), разработан фрагмент урока письма в 1 классе, нацеленный на обучение написанию строчной буквы «б».
В заключении подведены итоги и сделаны выводы по курсовой работе в целом.
Читать дальше
1.1. Понятие почерка.
Психофизиологические механизмы графической деятельности
Явление почерка связано с осуществлением одной из наиболее сложных видов деятельности человека – письма, возникшего несколько тысячелетий назад. Древнейшей и самой примитивной формой письменности стало рисуночное, или пиктографическое, письмо. Данный вид письменности реализовывался посредством набора рисунков, изображающих различные предметы и действия, и не имел связи со звуками устной речи. Со временем эта форма кодировки информации была преобразована в идеографическое письмо, выражающее и фиксирующее отвлеченные понятия. Оптимальной формой письменности на современном этапе является буквенно-звуковое письмо, которое позволяет передавать речь любого уровня сложности с помощью небольшого количества графических знаков, соответствующих звуковому составу того или иного языка [Почерковедение 2015: 7].
Письмо как форма речевой деятельности является сложным процессом, овладению которым нужно учиться посредством технической подготовки [Русский язык в начальных классах 2001: 81]. В научной литературе оно рассматривается как «дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое с помощью графических знаков» [Почерковедение 2015: 8]. Совокупность навыков, позволяющих индивиду реализовывать письменную деятельность, образует функционально-динамический комплекс, состоящий из интеллектуальных, письменно-речевых и письменно-двигательных навыков [Бондаренко 2016: 37].
Читать дальше
2.1. Анализ системы упражнений по формированию графических навыков письма УМК «Обучение грамоте. 1 класс» («Школа России»)
В период обучения грамоте в 1 классе ведется активная работа по освоению учащимися первоначального чтения и письма, обогащению их словаря и развитию речи. В этих условиях «Азбука» коллектива авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской и М.В. Бойкиной позволяет реализовать интегрированный подход к обучению чтению и письму. Это позволяет избежать преобладания устной работы на уроках чтения и физического переутомления детей на уроках письма [Поурочные разработки по обучению грамоте 2019: 4]. Рука первоклассника еще недостаточно окрепла, чтобы успешно заниматься письмом на протяжении всего урока. Кроме того, графические упражнения являются естественным продолжением устной работы по анализу слова, предложения или текста из «Азбуки». Объединение письма и чтения дает возможность на уроке сменить род деятельности и избавиться от монотонности.
Интеграция освоения чтения и первоначального письма создает условия для формирования почерка первоклассников в три этапа: подготовительный, букварный, послебукварный [Горецкий 2017: 5] .
В подготовительный период основная цель обучения письму – это выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, связанных со спецификой написания каждой буквы. Для достижения этой цели в рассматриваемом учебном комплексе присутствуют задания, нацеленные на формирование следующих умений: правильно сидеть за столом, правильно держать ручку и располагать тетрадь, пользоваться знаками-помощниками в «Азбуке». Учащимся также необходимо тренировать мелкие мышцы кисти руки с помощью графических упражнений и вырабатывать аккуратность, старательность и терпение. В связи с этим, уже в ходе первого урока, проводимого с опорой на материал пособия, ребята рассматривают изображения на с. 4 Прописей, входящих в учебно-методический комплект. Их задача – обратить внимание на то, как на рисунке сидят мальчик и девочка, чем они занимаются [Прописи. 1 класс. Ч.1. 2023] (см. Прил.1, 2). Данное упражнение позволяет им освоить гигиену письма: правила посадки, нацеленные на сохранение осанки и зрения, нормы обращения с ручкой или карандашом. На основе увиденного осуществляется беседа педагога с учащимися, в ходе которой ребята объясняют, почему указанные правила важно соблюдать.
Читать дальше
В ходе работы, проведенной в рамках данного исследования, были изучены понятие почерка и психофизиологические механизмы графической деятельности человека, рассмотрены основные подходы к процессу формирования почерка младших школьников в период освоения грамоты родного языка, проанализированы методические принципы обучения каллиграфии УМК «Обучение грамоте. 1 класс» («Школа России»), а также разработан конспект фрагмента урока по формированию почерка на основе Прописей авторов В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой.
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов:
1. Проблема формирования четкого, разборчивого почерка учащихся первых классов заслуживает особого внимания педагогов, поскольку почерк является не просто продуктом двигательно-моторной деятельности рук, он выступает результатом сложнейших психофизиологических процессов, связанных с интеллектуальными навыками. Графическая деятельность, осуществляемая индивидом, отражает свойства его характера, которые, как и сам почерк, подлежат активному формированию в период обучения грамоте.
2. Традиционный подход к формированию почерка в отечественной педагогике и методике преподавания письма базируется на поэлементном изучении графического облика буквы, освоении зрительных и двигательных элементов в её написании, что сопровождается устным комментарием всех совершаемых графических движений. При этом существует целый ряд авторских методик, направленных на формирование каллиграфического, «красивого» почерка.
3. Активно используемый в современной школе учебно-методический комплект «Школа России» использует традиционный подход в формировании почерка первоклассников. Данный процесс протекает в тесной взаимосвязи с развитием навыков чтения, допуская при этом включение в учебный процесс различных элементов авторских методик, позволяющих эффективно сформировать каллиграфические навыки учеников.
Читать дальше
1. Агаркова Н.Г. Поэлементный принцип изучения букв в методике обучения письму // Вестник ТГУ. 1999. № 3. С. 93–106.
2. Аристова Т.А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2011. № 6 (31). С. 35–37.
3. Безбородова М.А., Безбородова Л.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе // Наука и школа. 2016. № 3. С. 111–115.
4. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6–7 и 9–10 лет// Новые исследования. 2013. № 4. С. 4–19.
5. Бибикова К.Г. Графология: миф или реальность? // Вестник магистратуры. 2016. № 12-2(63). С. 217–220.
6. Бондаренко Р.В., Захарова Л.Ю. Влияние методики обучения письму на формирование двигательного навыка // Фотография. Изображение. Документ. 2016. № 7(7). С. 36–46.
7. Гольдберг И.И. Графология шаг за шагом. Как расшифровать почерк. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 224 с.
8. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. / В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. М.: Просвещение, 2017. 301 с.
9. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс: учебное пособие в 4 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 32 с.
10. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс: учебное пособие в 4 ч. Ч. 3. М.: Просвещение, 2023. 30 с.
11. Графология: характер по почерку / под ред. В.И. Кравченко. СПб.: ГУАП, 2006. 92 с.
12. Григоренко А.К., Пономарева А.В. Роль каллиграфии в младшем школьном возрасте // Вопросы студенческой науки. 2022. № 3(67). С. 128 – 132.
13. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. М.: ВАКО, 2019. 448 с.
14. Илюхина В.А. Письмо с «секретом». М.: «Новая школа», 1994. 48 с.
15. Корашвили Н.Ш., Адамова А.Р. Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы //Известия ДГПУ. 2017. Т. 11. № 1. С. 5–9.
16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2007. 461 с.
17. Почерковедение и почерковедческая экспертиза / под ред. В.В. Серегина. СПб.: МВД России, НПСЭП, 2015. 229 с.
18. Проблема почерка в современной школе / А.С. Сахно, В.А. Каплан, М.Е. Гориш [и др.] // Юный ученый. 2019. № 6 (26). С. 71–73.
19. Русский язык. Азбука: 1 класс: учебник в 2 ч. Ч. 1. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2023. 127 с.
20. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 383 с.
21. Салькова Н.С. Графология как метод исследования почерка // Вестник магистратуры. 2021. № 5-6 (116). С. 101–103.
22. Соловьева Е.Ю. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления // Вопросы студенческой науки. 2017. № 16. С. 188–195.
23. Немичева Т. Письмо заглавной буквы Б // Начальная школа. 2008. № 18. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200801803 (дата обращения: 25.01.2024).
24. Репкин В.В. О способах письма // Начальная школа. 2006. № 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200600204 (дата обращения: 24.01.2024).
25. Русинова О. Учимся писать букву Л // Начальная школа. 2004. № 36. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200403603 (дата обращения: 24.01.2024).
Читать дальше