Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансового контроля и бюджетного анализа в Российской Федерации 5
1.1. Финансовый контроль: понятие, цели и задачи………………………..5
1.2. Бюджетный анализ: основные принципы и подходы………………….8
Глава 2. Анализ ГФК 15
2.1 Структура системы ГФК в Иркутской области 15
2.2 Цифровизация системы ГФК 22
Глава 3. Разработка и обоснование предложений по повышению качества и эффективности бюджетного финансирования 27
Заключение 34
Библиография 35
Читать дальше
Актуальность темы. В современной экономической среде эффективность государственного управления, особенно в финансовой сфере, играет ключевую роль в обеспечении стабильности и развития страны. Финансовый контроль и бюджетный анализ являются важными инструментами для достижения этих целей, особенно в условиях цифровизации и изменяющихся экономических реальностей. В современной России вопросы государственного финансового контроля обретают особую важность, поскольку от них зависит направление и скорость социально-экономического развития страны, а также благосостояние её граждан. Наличие строгого и эффективного государственного финансового контроля является ключевым атрибутом демократического государства, обеспечивающего прозрачность финансовых операций и отчетность перед обществом. Это влияет на доверие населения к власти, укрепляя стабильность в обществе. Государственный финансовый контроль служит гарантией целевого и эффективного использования общественных средств.
Цель работы - анализ системы финансового контроля и бюджетного анализа в Российской Федерации, с акцентом на разработку и обоснование предложений по улучшению качества и эффективности бюджетного финансирования.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового контроля и бюджетного анализа в Российской Федерации
- провести анализ ГФК
- проанализировать разработки и обоснование предложений по повышению качества и эффективности бюджетного финансирования
Объект исследования - процессы финансового контроля и бюджетного анализа в Российской Федерации.
Предметом исследования являются методы и подходы к финансовому контролю и бюджетному анализу, используемые в различных регионах России, включая Иркутскую область.
Степень разработанности проблемы в экономической литературе: Вопросы финансового контроля и бюджетного анализа активно обсуждаются в экономической литературе, однако постоянные изменения в законодательстве и практике управления требуют постоянного обновления и углубления знаний в этой области.
Методы экономических исследований: В работе используются различные методы экономического анализа, включая сравнительный анализ, статистический анализ, а также методы качественного и количественного исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Читать дальше
Государственная деятельность выражается через выполнение государственных функций, необходимых для поддержки общественного прогресса и безопасности. Эффективное функционирование государства зависит от финансов, которые служат фундаментом для управления обществом. Важность эффективного управления финансами актуальна как для государства, так и для муниципалитетов и других органов власти. Финансы играют ключевую роль в обеспечении социально-экономического развития и политической стабильности, а также в развитии регионов и муниципалитетов. В этом контексте особо важно определить процесс финансового управления и, в частности, сущность финансового контроля.
Финансовый контроль представляет собой одно из главных направлений деятельности государства, муниципалитетов и других субъектов, управляющих финансами для достижения значимых целей. Отметим, что хотя современное законодательство не раскрывает полностью понятие финансового контроля, его упоминание присутствует, как, например, в разделе IX Бюджетного кодекса РФ , посвященном государственному (муниципальному) финансовому контролю. Здесь рассматриваются виды, методы и объекты такого контроля. Однако Бюджетный кодекс РФ не предоставляет точного определения финансового контроля. Понимание его сущности как элемента управления финансами и вида деятельности значительно способствует разработке теоретических и практических подходов к финансовому контролю для достижения его целей.
Обсуждая суть финансового контроля, важно подчеркнуть, что он объективно входит в систему финансового управления, являясь одной из его стадий. Управление включает планирование, организацию, мотивацию и контроль. Контроль включает сравнение результатов с поставленными целями, что важно для корректировки деятельности и определения причин неудач. Контроль не только завершает стадию управления, но и является основой для нового планирования на основе результатов контроля. Это применимо и к финансовому контролю, который считается важной стадией в системе управления финансами.
Читать дальше
Для эффективного функционирования системы государственного финансового контроля (ГФК) в Иркутской области, как и в других регионах, критически важно четко разграничить полномочия между внешними и внутренними структурами ГФК. Это подчеркивается в исследованиях Андреевой , Хусяйновой и Кагамлыка и других. Особенно это актуально в условиях экономических санкций, направленных против России, когда финансовый контроль становится ключевым инструментом для управления финансовыми потоками в национальной экономике, как указывают Афанасьев, Фам Тхи Дан Чуонг и Шаш .
В Иркутской области, как и в других регионах, противодействие санкциям включает в себя увеличение бюджетного финансирования ключевых отраслей экономики, например, значительная поддержка государством российских авиакомпаний в 2023 году, превышающая 25 млрд рублей. В таких условиях особенно важно обеспечивать максимально эффективное использование бюджетных средств и оперативно выявлять случаи их неэффективного расходования. Система ГФК в Иркутской области должна активно участвовать в идентификации и предотвращении таких случаев, минимизируя негативные последствия.
Учитывая растущее значение государственного финансового контроля (ГФК) в поддержании стабильности национальной экономики, особенно важно исследовать ключевые элементы системы ГФК в Иркутской области. Это включает анализ различных видов контроля, его субъектов и объектов, методов и стандартов, а также реакций на различные ситуации.
В Иркутской области субъектами внешнего контроля являются Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы на уровне федерации и муниципальных образований. Федеральное казначейство и местные органы ГФК, которые входят в структуру исполнительной власти регионов, осуществляют внутренний контроль. Контролируемыми объектами являются учреждения, предприятия, компании и другие юридические лица, получающие бюджетные средства.
Читать дальше
В современном мире, где экономическая стабильность и развитие страны напрямую зависят от эффективности управления государственными финансами, актуальность повышения качества и эффективности бюджетного финансирования становится неоспоримой. Бюджетное финансирование, будучи основным инструментом реализации государственной политики в области экономики, социальной сферы и развития инфраструктуры, требует постоянного анализа и усовершенствования. Это обусловлено необходимостью оптимизации распределения ограниченных финансовых ресурсов и повышения их эффективности в достижении поставленных социально-экономических целей.
В современной экономической ситуации, характеризующейся нестабильностью мировой финансовой системы и финансовых рынков, а также стремлением к оптимизации государственных расходов и адаптации социально-экономической политики, на передний план выходят вопросы поддержания стабильности бюджетной системы, эффективного расходования бюджетных средств и обеспечения финансовой безопасности.
Во всем мире признается необходимость применения принципов ответственного и эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что привело к появлению новых подходов в бюджетном процессе как в странах с развитой, так и с переходной и развивающейся экономикой.
Эти подходы направлены на разработку ответственной налогово-бюджетной политики, внедрение средне- и долгосрочного бюджетного планирования для финансовой стабильности и повышения эффективности госрасходов, а также на усиление ответственности за итоги использования бюджетных средств.
Читать дальше
В ходе выполнения курсовой работы можно сказать, что в первой главе были рассмотрены теоретические аспекты финансового контроля и бюджетного анализа в Российской Федерации. Было установлено, что финансовый контроль, охватывающий понятие, цели и задачи, играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Основные принципы и подходы бюджетного анализа, обсуждаемые в разделе 1.2, выявили значимость глубокого и многоаспектного подхода к анализу бюджетных данных для оптимизации финансовой деятельности государства.
Во второй главе был проведен анализ системы государственного финансового контроля (ГФК) в Иркутской области. Изучение структуры системы ГФК позволило выявить как её эффективные аспекты, так и потенциальные области для улучшения. Особое внимание было уделено цифровизации системы ГФК, что подчеркивает важность интеграции современных технологий в процессы финансового контроля для повышения его эффективности и оперативности.
В третьей главе были разработаны и обоснованы предложения по повышению качества и эффективности бюджетного финансирования. Предложения базировались на глубоком анализе существующих проблем и включали как стратегические, так и тактические меры. Эти предложения могут способствовать более рациональному распределению и использованию бюджетных ресурсов, улучшению контроля за бюджетными процессами и повышению общей прозрачности финансовых операций.
Таким образом, исследование показало, что финансовый контроль и бюджетный анализ являются ключевыми элементами в системе управления государственными финансами. Внедрение предложенных усовершенствований способно значительно повысить эффективность бюджетного финансирования, что в свою очередь окажет положительное влияние на экономическую стабильность и развитие Российской Федерации
Читать дальше
1. Андреева Е.М. Недостатки правового регулирования финансового контроля (на примере межбюджетных трансфертов) // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3. С. 40–48.
2. Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей // Финансовое право. 2022. № 12. С. 2–6.
3. Афанасьев М.П, Фам Тхи Дан Чуонг, Шаш Н.Н. Перспективное регулирование государственного финансового сектора (на примере экономики России) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. С. 87–113.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, - 2023г. - 260с.
5. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учебник / Под ред. В.И. Борисевича. - Мн.: ЭКО, 2017. 171 с.
6. Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения // Вестник экономической безопасности. 2019. № 1. С. 202–209.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. 1998. 12 авг
8. Григорьев А. В., Голод К. К. К вопросу о сущности финансового контроля // Журнал прикладных исследований. 2020. № 4-3. С. 12-18
9. Елистратова Е.Ю. Анализ расходов федерального бюджета на образование и их эффективность в условиях реализации программы по модернизации системы образования в РФ // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: Сб. науч. трудов. Вып. XVIII. 2013. С. 102–114
10. Ефимова Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2020. 174 с.
11. Зарубин С.В. Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности // Бюджет. 2022. Т. 237, № 9. С. 26–28
12. Изотова Г.С. Исполнение федерального бюджета за 2020 год. Проверка Счетной палаты // Бюджет 2021. Т. 228, № 12. С. 10–13.
13. Исаев Э.А. Взаимодействие Федерального казначейства и Счетной палаты при осуществлении контроля // Бюджет. 2021. Т. 220, № 4. С. 38–39.
14. Исаев Э.А. Система анализа рисков при планировании контрольной деятельности Федерального казначейства // Бюджет. 2021. Т. 226, № 10. С. 42–43.
15. Лукашов А.И. Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств // Финансовый журнал. 2022. Т. 14, № 6. С. 59–73
16. Омелехина Н.В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 127–140.
17. Романовский М., О. Врублевской. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Барабаш А. Я. и др. ] ; под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 576 с
18. Стырин Е.М., Родионова Ю.Д. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 49–70.
19. Хусяйнова С.Г., Кагамлык М.Ю. Надзор за исполнением законов, регулирующих своевременную оплату заказчиками работ по исполненным государственным и муниципальным контрактам // Законность. 2018. № 10. С. 25–27.
Читать дальше