Оглавление
Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности 4
1.1 Социальные функции семьи 4
1.2 Проблемы современной семьи 5
Глава 2. Семейное воспитание личности 7
2.1 Семейные стили воспитания 7
2.2 Роль родителей в развитии ребенка 8
2.3 Ошибки семейного воспитания 8
Заключение 10
Список использованных источников 11
Читать дальше
Роль родителей в воспитании детей очень важна. Семья является главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Цель работы – изучить роль семьи в воспитании детей.
Задачи работы:
1. Рассмотреть социальные функции семьи.
2 Изучить проблемы современной семьи.
3 Изучить семейные стили воспитания.
4. Рассмотреть роль родителей в развитии ребенка.
5. Проанализировать ошибки семейного воспитания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
Каждая малая группа, в том числе семья выполняет определенные функции, независимо от ее вида и типа. Отметим, что данные функции как института семьи, определяют его особенность.
Функции семьи разделяются на специфические и неспецифические. Специфические функции отражают особенности и уникальность семьи как социального явления. Неспецифические функции – способы борьбы с внешними (как правило) обстоятельствами. К специфическим функциям относят репродуктивную, экзистенциональную, воспитательную. К неспецифическим функциям относят функции, связанные с накоплением и передачей собственности и статуса, способа отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи [6]. Следует обратить внимание, что неспецифические функции отражают картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Как следствие семейные изменения заметнее всего проявляются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах (эпохах): они модифицируются, трансформируются, видоизменяются, расширяются или сужаются или даже исчезают [2].
Семейные функции образуют динамичную систему, которая развивается в течение всего жизненного цикла семьи. Также они способны и действовать отдельно друг от друга.
Трансформационные процессы современной российской семьи привели не только к изменениям семейных функций и их предназначения, но и изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения. Однако существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются на всем протяжении жизненного цикла семьи, на протяжении всей человеческой истории, даже при смене эпох.
Читать дальше
В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты.
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины.
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него [7].
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку [6].
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы.
Читать дальше
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Читать дальше
. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.
3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
4. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
5. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.
6. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.
7. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальностей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.
8. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
9. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.
10. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.
Читать дальше